Зарождение и развитие потребительского права

Потребительское права стало формироваться на излете советской государственной и советской правовой системы. 22 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», важнейшей составляющей которого явилось наличие механизмов реализации правовых норм. Закон не требовал принятия подзаконных актов, более того, запрещал принятие ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР содержал много положений, которые не были разработаны в тогдашнем гражданском законодательстве, в частности закреплял право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В связи с распадом Советского Союза этот закон так и не вступил в силу. Однако 7 февраля 1992 г. в Российской Федерации был принят аналогичный Закон «О защите прав потребителей», положивший начало становлению российского потребительского права.

Юридическая наука и практика еще не пришла к единому мнению о том, стало ли потребительское право комплексной самостоятельной отраслью права, или является подотраслью гражданского права, которая регулирует отношения, вытекающие из договоров розничной купли-продажи, оказания услуг и выполнения работ, одной из сторон которых является физическое лицо – потребитель. В любом случае потребительское право, будучи комплексной отраслью права или подотраслью гражданского права, есть совокупность правовых норм различных отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), регулирующая отношения по удовлетворению материальных, духовных и иных потребностей граждан.

Предметом правового регулирования потребительского права являются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами соответственно при выполнении работ, оказании услуг, при продажи товаров.

Метод потребительского права - это метод государственно-правового протекционизма (покровительства, защиты, поддержки, охраны) законных прав и интересов потребителей, установления юридической ответственности (гражданской, административной и уголовной) за нарушение прав потребителей

Защита прав потребителей представляет собой деятельность государственных органов, общественных организаций и самих потребителей, направленную на восстановление, компенсацию, а также устранение препятствий для дальнейшей реализации прав потребителей. Она осуществляется посредством применения совокупности элементов защиты (формы, содержания, средств и способов) в определенном законом порядке.

Первой формой защиты прав потребителей была церковная защита (контроль за правильностью мер и весов - Устав князя Владимира 996 г., Устав Новгородского князя Всеволода 1136 г.). Начиная с XVI в., ведущее место среди прочих форм, занимала государственная защита, имевшая целью пресечение действий, нарушающих права потребителей или создававших угрозу их нарушения. Наиболее распространенным способом защиты прав потребителей было восстановление положения, существовавшего до нарушения права (право потребителя потребовать расторжения договора купли-продажи в случае передачи ему товара ненадлежащего качества). В дальнейшем возникали новые способы, такие как: возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда. Важную роль приобретают административная и судебная способы защиты.

Говоря об эволюции содержания прав потребителей необходимо подчеркнуть, что первым, законодательно закрепленным правом потребителя в России, было право на установленное договором количество товара, которое гарантировалось охранительными нормами, наделяющими церковь правом контролировать правильность мер и весов. О возникновении права потребителя на надлежащее качество товара свидетельствует статья 118 Псковской судной грамоты 1467 г. Норма устанавливала правовые последствия продажи некачественного товара, а именно - возможность покупателя расторгнуть договор купли-продажи коровы, в случае если она впоследствии оказалась слабой, болезненной. Условия действительности договора купли-продажи устанавливались нормами обязательственного права, статья 114 Псковской судной грамоты закрепляла, что «сделка, заключенная во время пирушки, спьяна, могла быть признана недействительной, если одна из сторон хотела ее расторгнуть». Порядок установления добросовестности покупателя при приобретении краденой вещи устанавливался Псковской судной грамотой и Судебником 1497 г. Если по Псковской Судной Грамоте для освобождения покупателя от ответственности достаточно было принесения им присяги, то по Судебнику необходимы были показания свидетелей, в присутствии которых была совершена покупка (лишь при их отсутствии, допускалась присяга). Таким образом, институт свидетелей служил важным гарантом закрепленных прав покупателя. Об его эффективности как инструмента доказывания прав потребителей свидетельствует факт его существования и функционирования по сей день.

Права и обязанности сторон договора подряда закреплялись Соборным уложением 1649 г. Норма обязывала исполнителей работ в случае порчи материала заказчика, компенсировать последнему стоимость испорченного имущества (ст.ст. 272, 273). Таким образом, защищались права потребителя - не только стороны договора купли-продажи, но и договора возмездного выполнения работ.

Безопасность товара, гарантированность его качества была следующим законодательно закрепленным правом потребителя: Указ Сената от 18 сентября 1713 г. предписывал «в мясных рядах скотину бить и продавать по прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали»; статья З66 Устава о питейных сборах 1817 г. гласила «напитки в продаже должны быть доброкачественные, без вредной для здоровья примеси». Особой обязанностью купцов, установленной Уставом торгового судопроизводства 1872 г., было ведение торговых книг, соответствующих роду торговли (Т. XI ч. 2, статья 669). Эти книги были предназначены для фиксации всех купленных, полученных, проданных и отправленных товаров с обозначением их цен. Такие книги подтверждали факт совершения сделки и выступали в качестве доказательства при спорах с покупателями.

Иллюстрацией развития и гарантированности права на надлежащее качество товара являются некоторые правила Свода кассационных положений Правительствующего Сената за 1866-1905 г. Так, важным выступил факт наделения покупателя возможностью в случае ненадлежащего исполнения продавцом своих обязанностей требовать возмещения понесенных убытков (ст. 6784).

Дальнейшее развитие прав покупателя при продаже им товара ненадлежащего качества, находит свое отражение в Гражданских Кодексами РСФСР 1922 и 1964 гг. Однако главной особенностью защиты прав потребителей в советский период явилось то, что в качестве продавца выступали государственные предприятия, в связи с чем, несмотря на провозглашенные права потребителей, защищались, в первую очередь, права торгующих организаций.

Важное место в развитии потребительского права занимают вопросы юридической ответственности за нарушение прав потребителей. Первыми мерами уголовного характера за использование неправильных весов как формы обмана потребителей, были смертная казнь, телесные наказания, конфискация имущества, арест (Устав князя Владимира 996 г., Устав Новгородского князя Всеволода 1136 г., Артикул воинский 1716 г., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовное уложение 1903 г.). В кодификации советского уголовного законодательства обман покупателей как самостоятельный состав преступления отсутствовал, это деяние рассматривалось как форма мошенничества. Нормы устанавливали ответственность за нарушение правил торговли (Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.). Обман потребителей с квалифицирующими признаками был отнесен Уголовным кодексом 1960 г. к тяжким преступлениям. В 1982 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря были внесены изменения в санкцию состава: исключено наказания в виде лишения свободы за простой обман, а исправительные работы увеличены до 2 лет, введен штраф и обозначен срок лишения права занимать должности в торговых предприятиях или предприятиях общественного питания, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства. Также, обман потребителей нашел свое развитие в Уголовном кодексе РФ 1996 г.: до декабря 2003 г. действовала норма статьи 200.

Другой вид юридической ответственности за нарушение прав потребителей, гражданско-правовая ответственность, изначально была направлена только на обеспечение надлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договоров: законодательство наделяло покупателя правом расторгнуть договор в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, либо ненадлежащего исполнения услуг. В дальнейшем меры гражданско-правового характера расширяются возможностью компенсации имущественного и морального вреда, причиненного неисполнением обязательств.

Так, нормы Гражданского Кодекса РСФСР 1922 г. обязывали покупателя в случае расторжения договора вследствие недостатков проданного имущества возвратить его продавцу со всеми полученными доходами, а также вознаградить продавца за ухудшение имущества, кроме такого, которого он (покупатель) не мог предотвратить. Со своей стороны, продавец обязан был возместить покупателю произведенные им необходимые и полезные затраты на имущество, а также возместить понесенные убытки. Ответственность за продажу некачественного товара, независимо от степени значительности недостатка, устанавливал Гражданский кодекс 1964 г.

Правомочия потребителя при покупке товара ненадлежащего качества, нашли свое развитие и в действующем гражданском законодательстве: в настоящее время они достаточно широки, но поставлены в зависимость от вида товара, способа и времени его приобретения.

Так же право потребителя на безопасность товара защищалось применением санкций административно-правового характера, в частности статья 1 гл. 25 Соборного уложения 1649 г. предусматривала штраф за незаконное изготовление вина и его продажу, незаконное содержание питейных заведений. В указе 1718 г. запрещалась продажа «нездорового съестного харча и мертвечины» и устанавливались жесткие меры наказания: «за первую вину будет бит кнутом, за вторую - сослан на каторгу, за третью - учинена будет смертная казнь». А, например, в указе 1722 г. предписывалось «несвежее мясо бросать собакам или велеть закапывать в землю в особливых местах, а ежели у кого для продажи явится какая мертвечина и за то таковых бить кнутом и, вырезав ноздри, ссылать на каторгу на урочные годы». Кодекс об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. содержал ряд норм, устанавливающих штрафы за нарушение правил торговли, продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Ответственность за продажу товаров несли лица, непосредственно виновные в этом, а также руководители предприятий торговли.

Развитие мер административно-правовой и гражданско-правовой ответственности, адекватно соотносящихся с причиненным потребителю ущербом при нарушении его прав, привели к декриминализации обмана потребителя - в декабре 2003 г. была отменена статья 200 Уголовного Кодекса РФ. Так в Российской Федерации за нарушение прав потребителей предусматривается только гражданско-правовая и административно-правовая ответственность.

На рубеже XX-XXI вв. появляется тенденция ориентации законодателя на поиск и сохранение разумного соотношения правовых статусов потребителей, продавцов, производителей, изготовителей. Динамика законодательства привела на современном этапе к появлению новых, ранее незакрепленных прав потребителей: на просвещение в области защиты прав потребителей, на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и т.д.

Ключевым документов в данной сфере стал Закон РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Таким образом, законодательное регулирование потребительских отношений прошло длительный путь до становления в современной России комплексной отрасли (подотрасли) – потребительское право.

Совершенствование права социального обеспечения, жилищного, медицинского, экологического, образовательного, потребительского права и других, еще только формирующихся отраслей и подотрослей российского права, регулирующих различные социальные отношения, направлено на достижение достойной жизни граждан России.

Вопросы для закрепления материала лекции: Какие социальные права граждан закреплены в Конституции РФ? Какие отношения регулируются правом социального обеспечения? Каковы отличия законодательств в социальной сфере в Российской империи, в советской России, СССР и Российской Федерации? Какие вещные права на жилье предусматривало дореволюционное законодательство? Каковы этапы становления и развития советского жилищного права? Какие основные направления развития жилищного права в постсоветской России? В чем особенности развития медицинского законодательства в Российской империи? Каковы этапы советского законодательства в сфере медицины? Как развивается медицинское право в современной России? Когда возникло кодификационное природно-ресурсное законодательство? Какие источники права, направленные на защиту окружающей среды, были в советской время? Как формировалось экологическое право и каковы тенденции развития данной отрасли в РФ? Каким было законодательство об образовании в Российской империи? Что нового было внесено в советское образовательное законодательство? Каковы основные направления развития образовательного права в Российской Федерации? Какова первая форма защиты прав потребителей на Руси. Как происходило развитие потребительского права в XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: