juris consensus — согласие в вопросах права res popoli — достояние народа res publica — государство
«Res publica est res popoli» — «Публичное дело есть дело народа»
«Vera lex est recta ratio...» — «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе...»
3.2. Римские юристы о праве и его видах
Эпоха. III в. до н.э. — III век н.э. Римские юристы играли в этот период времени огромную роль в жизни общества. Они занимались практической деятельностью по разрешению правовых споров по трем направлениям:
1) отвечали на юридические вопросы частных лиц;
2) сообщали нужные формулы и помогали при заключе
нии сделок;
3) сообщали формулы для ведения дела в суде.
Римские юристы пользовались огромным уважением в
обществе, что в республиканский период гарантировало им выборные должности, а в императорский — придворные должности (Папиниан, Ульпиан).
Практическая деятельность римских юристов потребо- ii;i./i;i толкования права, источниками которого были:
• обычное право;
• законы 12 таблиц;
• законодательство народных собраний;
|
|
• эдикты магистратов;
• сенатусконсульты;
• конституции императоров.
Любое же толкование предполагает наличие общей культуры. Ее основой стала греческая философия, глубоко проникнутая этической проблематикой.
К числу наиболее известных римских юристов относят Цсльса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.
Логическое основание политико-правового учения. ()iромное влияние на римских юристов оказала философия стоицизма — последнее по времени направление греческой (послеаристотелевской) философии. Стоики говорили не о человеке в империи, а о человеке в мире, провозглашали идеи космополитизма и индивидуализма. Основное правимо стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Стоики i читали единственным источником права природу, а един-стпенным правом — естественное право. Этой философией и объясняется преклонение римлян перед естественным нравом — справедливостью.
Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли изменить старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве.
Ульпиан писал о деятельности римских юристов: «Нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятие доброго и справедливого, отделяем справедливое от несправедливого... стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».
Содержание политике-правового учения. Общее понятие права. Римским юристам было свойственно определять право посредством понятия справедливости, т.е. исходить из этического содержания права.
|
|
Целъс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).
Ульпиан: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)...».
Ш V
Глава 3. Политические и право вые учения...
Павел: «"право" означает то, что всегда является справедливым, каково естественное право».
Классификация права. Критерий классификации — благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным.
Ульпиан, в частности, различал право публичное (jus publicum), которое «относится к положению Римского государства», и право частное (jus privatum), которое «относится к пользе отдельных лиц».
Частное право Ульпиан разделил на три вида:
1) естественное право;
2) право народов;
3) цивильное право.
Естественное право (jus naturale) — общее для всех живых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «мы видим, что и животные, даже дикие, обладают опытом в этом праве».
Согласно естественному праву все рождаются свободными, заключаются браки, воспитываются дети.
Право народов (jus gentium) — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы человечества, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны, море признается общим для всех, обеспечивается неприкосновенность послов, люди делятся на свободных и рабов.
Цивильное право (jus civile) — естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан: «Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным, или неписаным, как у греков; из законов одни записаны, другие не написаны».
Цивильное право — это для римских граждан право частной собственности и семейное право.
Заслуги римских юристов трудно переоценить.
• Римские юристы предложили новую классификацию
права, разделив его на публичное и частное.
• Многие труды римских юристов вошли в единый пра
вовой документ императора Юстиниана I в 534 г., который
3.3. Политическое учение Аврелия Августина_____ 53
i 1!>83 г. стал называться Corpus Juris Civilis (Свод римско-и> гражданского права). Это Институции Гая, работы Уль-nii;ma, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I в. до hi. IV в. н.э.).
• Римское право позднее было реципиировано во мно-
iiix странах Западной Европы, что является бесспорным
пшдетельством высокоразвитой правовой культуры, со-
|д;шиой римскими юристами.
• С III в. до н.э. началось публичное обучение юриспру
денции, которое получило свое развитие в системе юриди
ческого образования Запада.