Словарь. juris consensus— согласие в вопросах права res popoli— достояние народа res publica— государство

juris consensus — согласие в вопросах права res popoli — достояние народа res publica — государство

«Res publica est res popoli» — «Публичное дело есть дело народа»

«Vera lex est recta ratio...» — «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе...»

3.2. Римские юристы о праве и его видах

Эпоха. III в. до н.э. — III век н.э. Римские юристы игра­ли в этот период времени огромную роль в жизни обще­ства. Они занимались практической деятельностью по раз­решению правовых споров по трем направлениям:

1) отвечали на юридические вопросы частных лиц;

2) сообщали нужные формулы и помогали при заключе­
нии сделок;

3) сообщали формулы для ведения дела в суде.
Римские юристы пользовались огромным уважением в

обществе, что в республиканский период гарантировало им выборные должности, а в императорский — придворные должности (Папиниан, Ульпиан).


Практическая деятельность римских юристов потребо- ii;i./i;i толкования права, источниками которого были:

• обычное право;

• законы 12 таблиц;

• законодательство народных собраний;

• эдикты магистратов;

• сенатусконсульты;

• конституции императоров.

Любое же толкование предполагает наличие общей культуры. Ее основой стала греческая философия, глубоко проникнутая этической проблематикой.

К числу наиболее известных римских юристов относят Цсльса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.

Логическое основание политико-правового учения. ()iромное влияние на римских юристов оказала философия стоицизма — последнее по времени направление греческой (послеаристотелевской) философии. Стоики говорили не о человеке в империи, а о человеке в мире, провозглашали идеи космополитизма и индивидуализма. Основное прави­мо стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Стоики i читали единственным источником права природу, а един-стпенным правом — естественное право. Этой философией и объясняется преклонение римлян перед естественным нравом — справедливостью.

Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли из­менить старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве.

Ульпиан писал о деятельности римских юристов: «Нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возве­щаем понятие доброго и справедливого, отделяем справед­ливое от несправедливого... стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».

Содержание политике-правового учения. Общее по­нятие права. Римским юристам было свойственно опреде­лять право посредством понятия справедливости, т.е. исхо­дить из этического содержания права.

Целъс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).

Ульпиан: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)...».


Ш V


           
   
 
 
 
   
 
 

 

Глава 3. Политические и право вые учения...

Павел: «"право" означает то, что всегда является спра­ведливым, каково естественное право».

Классификация права. Критерий классификации — бла­го, которое защищено правом. Это благо может быть обще­ственным, а может быть частным.

Ульпиан, в частности, различал право публичное (jus publicum), которое «относится к положению Римского го­сударства», и право частное (jus privatum), которое «отно­сится к пользе отдельных лиц».

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

1) естественное право;

2) право народов;

3) цивильное право.

Естественное право (jus naturale) — общее для всех жи­вых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «мы видим, что и животные, даже дикие, обладают опытом в этом праве».

Согласно естественному праву все рождаются свобод­ными, заключаются браки, воспитываются дети.

Право народов (jus gentium) — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы человечества, оно является общим только для лю­дей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся вой­ны, море признается общим для всех, обеспечивается непри­косновенность послов, люди делятся на свободных и рабов.

Цивильное право (jus civile) — естественное право и пра­во народов, которые адаптированы к потребностям рим­ских граждан: «Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы до­бавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным, или не­писаным, как у греков; из законов одни записаны, другие не написаны».

Цивильное право — это для римских граждан право част­ной собственности и семейное право.

Заслуги римских юристов трудно переоценить.

• Римские юристы предложили новую классификацию
права, разделив его на публичное и частное.

• Многие труды римских юристов вошли в единый пра­
вовой документ императора Юстиниана I в 534 г., который


3.3. Политическое учение Аврелия Августина_____ 53

i 1!>83 г. стал называться Corpus Juris Civilis (Свод римско-и> гражданского права). Это Институции Гая, работы Уль-nii;ma, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I в. до hi. IV в. н.э.).

• Римское право позднее было реципиировано во мно-
iiix странах Западной Европы, что является бесспорным
пшдетельством высокоразвитой правовой культуры, со-
|д;шиой римскими юристами.

• С III в. до н.э. началось публичное обучение юриспру­
денции, которое получило свое развитие в системе юриди­
ческого образования Запада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: