Политические и правовые учения в Древнем Риме

История Древнего Рима включает три периода:

1) царский (754-510 до н.э.);

2) республиканский (509-28 до н.э.);

3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).

Во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих полисов, политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыс­лителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский перио­ды. В эпоху республики создает свои произведения Цице­рон и начинается творческая деятельность римских юрис­тов, которая достигает расцвета в императорский период. В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно стано­вится государственной религией Римской империи. С по­явлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.

 

3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) — римский го­сударственный деятель, знаменитый оратор.

Эпоха: последний период существования республикан­ского Рима; восстание рабов под предводительством Спар­така (74-71 до н.э.); заговоры против республиканского строя.

Биография. Цицерон родился в Риме, изучал риторику, гражданское право, греческий язык, познакомился с фило-

 

3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона

(офией эпикурейцев и стоиков. Ему приписывают высказы-шшис: «Poeta nascuntur oratores fiunt» («поэтами рождают-(я, ораторами становятся»). Только благодаря собствен­ным усилиям, удивительной работоспособности и таланту, Цицерон стал и оратором, и политиком, и ученым, труды которого актуальны по сей день. Он преуспел и как госу­дарственный деятель. Благодаря ораторскому искусству Цицерон занимал различные государственные должности уже в очень молодом возрасте: был квестором (финансо-иыо и судебные дела), членом Сената, эдилом (выборная должность— снабжение города продуктами, обществен­ный порядок); претором (высшее должностное лицо — су­дебные функции); консулом (высшее должностное лицо, ныбираемое на народном собрании).

Будучи консулом, Цицерон руководил подавлением за-iопора Каталины — римского патриция, который был сто­ронником установления единоличной власти (Цицерон приказал арестовать и казнить без суда пятерых римских аристократов — участников этого заговора). В благодар­ность от народного собрания он получил почетный титул •?отец отечества». Как блестящий оратор Цицерон высту­пал в различных аудиториях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на полити­ческие темы.

Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря он расценил как «ночь республики», как «утрату свободы в государстве». Когда в 44-43 гг. до н.э. к власти пришли триумвиры (Ан­тоний, Октавиан, Лепид), Цицерон выступил против. За;>то имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают пре­следованию. Ему отрубили голову и правую руку и по рас­поряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.

Логическое основание политико-правового учения: испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, сто­иков.

Основные работы: «О государстве» (вторая половина 50-х гг. I в. до н.э.), «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.

Содержание политико-правового учения. Понятие го­сударства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достояние народа (res popoli), а народ — не любое соединение лю­дей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а со­единение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)»; «да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

 

Глава 3. Политические и правовые учения...

Цицерон обосновал принцип юридического (формаль­ного) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же госу­дарства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

Классификация форм правления государства. Продол­жая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Он различает:

царскую власть — форму правления, при которой вер­ховная власть принадлежит одному лицу;

власть оптиматов — форму правления, при которой верховная власть принадлежит нескольким выборным ли­цам;

народную власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления несовершенны, так как имеют недостатки:

S при царской власти «все прочие люди совсем отстра­нены от общего для всех законодательства и принятия за­конов»;

S при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

S при демократии несправедливо само равенство.

Эти формы несовершенного правления «легко» могут выродиться в «дурные государства»: тиранию, олигархию (например, клика 30 тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

Идеальная форма правления государства. Лучшей фор­мой государственного правления Цицерон считал смешан-

 

4.1. Политико-пр авовое учение Марка Туллия Цицерона

му к), т.е. четвертый вид государственного правления, кото­рым «образован путем равномерного смешения трех его ви­дов*. Примером такой формы правления являлась Римская /ici публика, где консулы были аналогом царской власти; се-im аналогом власти оптиматов; народные собрания и м.фодные трибуны — аналогом народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы есте- I таенные и позитивные.

Кстественный закон:

• всегда справедливый: «Первое правило справедливое и состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а за­тем, чтобы все пользовались общей собственностью как
общей, а частной как своей»;

• содержит разумные положения;

• является врожденным, вечным и постоянным;

• существует в неписаной форме;

• возникает раньше, чем какой либо «писаный закон,
исрнее, раньше, чем какое-либо государство было основа­
но»;

• отменить его полностью невозможно «ни постановле­
нием Сената, ни постановлением народа»;

• распространяется на всех людей: «Истинный закон —
иго разумное положение, соответствующее природе, рас­
пространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, кото­
рое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая,
(it преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это
м с: нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и
не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо
пли запрещая».

Цицерон допускал существование несправедливых по­зитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые раз­бойниками»: «Если бы права устанавливались повеления­ми народов, решениями первенствующих людей, пригово­рами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные заве­щания, если бы эти права могли получать одобрение голо­сованием или решением толпы».

Примеры несправедливых законов: законы 30 афинских тиранов 404-403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., со­гласно которому Сулла получил право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.

 

Глава 3. Политические и правовые учения

3.2. Римские юристы о праве и его видах

Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил гре­ческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

Цицерон оказал влияние на Г. Гроция. Определение ес­тественного права Гроция — это отзвук цицероновской максимы: «Истинный закон — это разумное положение, со­ответствующее природе...» (Vera lex est recta ratio...). Нара­ботки Цицерона в исследованиях естественного права были использованы также Фомой Аквинским и Вико.

Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышле­ний, приобрело практическое значение в римском праве.

«Res publica est res popoli» — такое понимание Цицеро­ном сущности государства стало афоризмом, известным некогда каждому гимназисту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: