Словарь. aequitas-справедливость

aequitas -справедливость

Corpus Juris Civilis — Свод римского гражданского права

jus (от justitia) — правда, справедливость

jus civile — цивильное (гражданское) право

jus gentium — право народов

jus naturale — естественное право

jus privatum — право частное

jus publicum — право публичное

jus romanum — римское право

lex — позитивный закон

«Jus est ars boni et aequi» — «Право есть искусство добра и справедливости»

3.3. Политическое учение Аврелия Августина

Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 п.:-).) — христианский богослов, епископ.

Эпоха, с IV в. н.э. христианство в Римской империи становится государственной религией. Кризис и распад Римской империи. В 395 г. Римская империя была разделе-па на Западную и Восточную. Разграбление Рима в 410 г. вестготами.

«Судьба поставила Августина на водоразделе двух ве­ликих эпох в культурной жизни человечества — античного, языческого мира и средневекового, христианского; и он принимал выдающееся участие в борьбе этих двух культур, этих двух мировоззрений»1

Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003 С. 5—6.


»■ 1


       
 
 
   
 
 

 

Глава 3. Политические и правовые учения...

Биография. Выходец из Северной Африки: родился в городе Тагаста на территории нынешнего Алжира. Мать — христианка, отец — язычник. Августин получил образова­ние сначала в местной школе, а затем в школе риторики в Карфагене. В 383 г. переезжает в Рим, затем в Медиолан (Милан). Мировоззренческие и религиозные поиски при­вели его к христианству. 24 апреля 387 г. в Милане 33-лет­ний Августин вместе с сыном Адеодатом (переводится как «Богом данный») и другом Алипием принял крещение. В 388 г. вернулся в Африку и был рукоположен в епископы. С 396 г. и до конца жизни — епископ города Гиппона (Се­верная Африка). Умер в Гиппоне, осажденном варварами, переправившимися через Гибралтар.

Логическое основание политико-правового учения: тео-центризм (в центре мироздания — Бог). Исходя из этой по­сылки, Августин предлагает следующее понимание истории человечества и самого человека. История человечества — это осуществление божественных предначертаний. Цель че­ловечества — достижение града Божия. Тогда установится вечный мир, станет невозможно грешить, не будет зла, тру­да, вызываемого нуждой, будет нескончаемый досуг.

Августин различает две природы человека:

1) до грехопадения человек был невинным существом;

2) после грехопадения и понесенного наказания человек
стал «смертным, невежественным и подчиненным плоти».

Итак, человек теперь — грешник. Люди совершили грех перед Богом: они вкусили от древа познания, отравив тем самым все мироздание.

Основные работы: «О жизни блаженной» (387), «Ис­поведь» (400), «О Граде Божием» (410—426).

Содержание политике-правового учения. Понимание Августином истории человечества и греховной природы человека нашло отражение в его политическом учении, ко­торое было изложено в книге «О Граде Божием» («De civitate Dei»).

Происхождение государства. Августин считает, что госу­дарство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два до­казательства:

1) согласно Священному Писанию от Адама и Евы ро­дились Авель и Каин, а Каин убил Авеля. Каин является создателем государства: «И построил Каин город», — гово­рится в Священном Писании. Авель же, праведник, ника-


3.3. Политическое у чение Аврелия Августина______ 55

кою града не построил. Следовательно, создателем госу­дарства стал грешник, братоубийца;

2) из истории Рима известно, что основателем римского государства также был братоубийца Ромул, который убил 1'сма.

Сущность государства. Осуждение Августином госу­дарства обусловливается главным образом его противопос-глнлением Божьему царству. Однако само такое сопостав-псние благоприятно для земного государства — аналогия с Ножьим царством облагораживает царство земное. Госу­дарство может служить его подобием, символом, отраже­нием или тенью, как выражается Августин: «Ибо не ради самого себя оно учреждено, а как предтеча и для обозначе­ния своего первообраза».

Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за пер­вородный грех Адама, и как средство предупреждения со­вершения людьми новых грехов.

Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цице­рон), а только для выживания в этом грешном мире.

Августин допускает, что в правильном (bene constituta) земном государстве человек может испытать лишь отблеск счастья. В государстве, «хорошо управляемом монархами, властителями, законами или всеми вместе, человек может постичь то, что называет счастьем толпа».

Что отличает государство от шайки разбойников?

Августин, рассуждая о справедливых и несправедливых государствах, пришел к выводу, что несправедливое госу­дарство подобно шайке разбойников: «Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие раз­бойнические шайки; так как и самые разбойнические шай­ки что такое, как не государства в миниатюре? И они также представляют собой общества людей, управляются влас­тью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда по­добная шайка потерянных людей возрастает до таких раз­меров, что захватывает области, основывает оседлые жили­ща, овладевает городами, подчиняет своей власти народы: тогда она открытее принимает название государства...».

Августин рассказывает притчу, согласно которой к Александру Македонскому на суд привели пирата, которо­му император задал вопрос: какое право ты имеешь грабить



Глава 3. Политические и п равовые учения.


3.3. Политическое учение Аврелия Августина




на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня называют разбойником, а ты располагаешь большим фло­том и тебя величают императором.

К справедливому государству Августин относит «хрис­тианское государство»: «Государство лучше всего устроя-ется и хранится, будучи основано и связано верой и проч­ным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее же благо есть Бог».

Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское госу­дарство должно помогать церкви бороться с ересью — тако­ва, считал Августин новая функция государства.

Обоснование рабства. Рабство — это наказание за грех: «Грех — первая причина рабства, и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды». В основе раб­ства — грех библейского Хама, сына Ноя. Однако Августин допускал, что источником рабства отдельных людей может быть военный плен.

Таким образом, Августин предложил обосновывать раб­ство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как это делал римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Чело­век, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Так, если бы не было первородного греха Адама, государства могло и не быть. Государство для Авгу­стина — это институт условно-необходимый.

В отличие от Аристотеля, для которого человек — суще­ство политическое, которое должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежу­точный момент человеческого паломничества на земле.

В отличие от Цицерона, для которого республика как дело народное существует тогда, когда она управляется хо­рошо и справедливо одним, немногими или всем народом, Августин считал, что истинная справедливость существует только в Граде божием: «Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель кото­рой — Христос, если и эту последнюю угодно называть рес­публикой, так как нельзя отрицать, что и она — народное дело».

В сочинении о государстве, объясняя, что есть правовое соглашение, Цицерон доказывает, что без справедливости


не может быть и республики — где нет истинной справед­ливости, там не может быть и права. Соглашаясь с этой ар­гументацией, Августин придает ей новый смысл: «Спра­ведливость есть, конечно, та добродетель, которая каждому воздает то, что ему следует; а если так, то какая же справед­ливость там, где человека отнимают у Бога и предоставля­ют его нечистым демонам? Это ли значит воздавать каждо­му то, что ему следует? Ведь тот, кто отнимает усадьбу у купившего ее и передает ее тому, кто не имеет на нее ника­кого права, несправедлив; а кто сам себя изъял из-под влас­ти Бога, сотворившего его, и служит злым духам, тот разве справедлив?».

Следовательно, Августин обусловливал истинную спра-иедливость признанием истинного Бога. Если сопоставить:)то положение с его представлением о том, что государ­ства, не обладающие Божьей справедливостью, лишь раз­бойничьи шайки, то можно сделать заключение, что все не­христианские государства, кроме древнееврейского, не заслуживали в его глазах иной оценки.

Главным достоинством государства, главным призна­ком, отличающим государство от разбойничьей шайки, яв­ляется присущее государству стремление к миру: «Так ве-л ико благо мира, что даже в земных и бренных делах нет ничего приятнее мира для слуха, нет ничего достойнее для желания, ничего лучшего нельзя приобрести».

Устанавливая мир, государство становится звеном ми­рового порядка: «Мир тела — в соответствии его частей; мир души бессознательной — угомон страстей; мир души разумной — гармония между разумом и волей; мир домаш­ний — согласие членов семьи в повиновении общему авто­ритету; мир государства — установленное согласие граж­дан по отношению к власти и повиновению; мир небесного царства — самое гармоническое и согласнейшее общение с Йогом и взаимно в Боге».

Итак, земной мир — необходимое условие для достиже­ния высшего назначения человека, а мир как высшее благо обеспечивается государством и составляет назначение и иысшую цель государства.

* * *

Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеоло­гии.



Глава 3. Политиче ские и право вые учения...



Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит особенность понимания государства Цице­
роном в отличие от понимания государства Аристотелем?

2. Какая форма правления государства являлась для Цице­
рона лучшей?

3. Что понимал под естественным правом Цицерон и какое-
значение он ему придавал?

4. Как соотносятся понятия права и справедливости у рим­
ских юристов?

5. Какую новую классификацию права предложил Ульпиан?

6. Должно ли государство помогать церкви в борьбе с ерети­
ками в понимании Аврелия Августина?

7. Чем отличается государство от большой шайки разбойни­
ков у Аврелия Августина?

8. Какое новое обоснование рабства привел Аврелий Авгус­
тин?

Литература

Августин Блаженный. О граде Божием: В 4 т. М., 1994.

Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003.

Козловский П. Общество и государство. М., 1998.

Нерсесящ B.C. Политическое и правовое учение Цицерона // Политико-правовые идеи и институты в их историческом раз­витии. М., 1980.

Нерсесянц B.C. правопонимание римских юристов // Совет­ское государство и право. 1980. № 3.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М.,1967.

Цицерон. О государстве. О законах. М., 1966.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: