aequitas -справедливость
Corpus Juris Civilis — Свод римского гражданского права
jus (от justitia) — правда, справедливость
jus civile — цивильное (гражданское) право
jus gentium — право народов
jus naturale — естественное право
jus privatum — право частное
jus publicum — право публичное
jus romanum — римское право
lex — позитивный закон
«Jus est ars boni et aequi» — «Право есть искусство добра и справедливости»
3.3. Политическое учение Аврелия Августина
Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 п.:-).) — христианский богослов, епископ.
Эпоха, с IV в. н.э. христианство в Римской империи становится государственной религией. Кризис и распад Римской империи. В 395 г. Римская империя была разделе-па на Западную и Восточную. Разграбление Рима в 410 г. вестготами.
«Судьба поставила Августина на водоразделе двух великих эпох в культурной жизни человечества — античного, языческого мира и средневекового, христианского; и он принимал выдающееся участие в борьбе этих двух культур, этих двух мировоззрений»1
Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003 С. 5—6.
»■ 1
Глава 3. Политические и правовые учения...
Биография. Выходец из Северной Африки: родился в городе Тагаста на территории нынешнего Алжира. Мать — христианка, отец — язычник. Августин получил образование сначала в местной школе, а затем в школе риторики в Карфагене. В 383 г. переезжает в Рим, затем в Медиолан (Милан). Мировоззренческие и религиозные поиски привели его к христианству. 24 апреля 387 г. в Милане 33-летний Августин вместе с сыном Адеодатом (переводится как «Богом данный») и другом Алипием принял крещение. В 388 г. вернулся в Африку и был рукоположен в епископы. С 396 г. и до конца жизни — епископ города Гиппона (Северная Африка). Умер в Гиппоне, осажденном варварами, переправившимися через Гибралтар.
Логическое основание политико-правового учения: тео-центризм (в центре мироздания — Бог). Исходя из этой посылки, Августин предлагает следующее понимание истории человечества и самого человека. История человечества — это осуществление божественных предначертаний. Цель человечества — достижение града Божия. Тогда установится вечный мир, станет невозможно грешить, не будет зла, труда, вызываемого нуждой, будет нескончаемый досуг.
Августин различает две природы человека:
1) до грехопадения человек был невинным существом;
2) после грехопадения и понесенного наказания человек
стал «смертным, невежественным и подчиненным плоти».
Итак, человек теперь — грешник. Люди совершили грех перед Богом: они вкусили от древа познания, отравив тем самым все мироздание.
Основные работы: «О жизни блаженной» (387), «Исповедь» (400), «О Граде Божием» (410—426).
Содержание политике-правового учения. Понимание Августином истории человечества и греховной природы человека нашло отражение в его политическом учении, которое было изложено в книге «О Граде Божием» («De civitate Dei»).
Происхождение государства. Августин считает, что государство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два доказательства:
1) согласно Священному Писанию от Адама и Евы родились Авель и Каин, а Каин убил Авеля. Каин является создателем государства: «И построил Каин город», — говорится в Священном Писании. Авель же, праведник, ника-
3.3. Политическое у чение Аврелия Августина______ 55
кою града не построил. Следовательно, создателем государства стал грешник, братоубийца;
2) из истории Рима известно, что основателем римского государства также был братоубийца Ромул, который убил 1'сма.
Сущность государства. Осуждение Августином государства обусловливается главным образом его противопос-глнлением Божьему царству. Однако само такое сопостав-псние благоприятно для земного государства — аналогия с Ножьим царством облагораживает царство земное. Государство может служить его подобием, символом, отражением или тенью, как выражается Августин: «Ибо не ради самого себя оно учреждено, а как предтеча и для обозначения своего первообраза».
Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за первородный грех Адама, и как средство предупреждения совершения людьми новых грехов.
Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цицерон), а только для выживания в этом грешном мире.
Августин допускает, что в правильном (bene constituta) земном государстве человек может испытать лишь отблеск счастья. В государстве, «хорошо управляемом монархами, властителями, законами или всеми вместе, человек может постичь то, что называет счастьем толпа».
Что отличает государство от шайки разбойников?
Августин, рассуждая о справедливых и несправедливых государствах, пришел к выводу, что несправедливое государство подобно шайке разбойников: «Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойнические шайки; так как и самые разбойнические шайки что такое, как не государства в миниатюре? И они также представляют собой общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы: тогда она открытее принимает название государства...».
Августин рассказывает притчу, согласно которой к Александру Македонскому на суд привели пирата, которому император задал вопрос: какое право ты имеешь грабить
Глава 3. Политические и п равовые учения.
3.3. Политическое учение Аврелия Августина
на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня называют разбойником, а ты располагаешь большим флотом и тебя величают императором.
К справедливому государству Августин относит «христианское государство»: «Государство лучше всего устроя-ется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее же благо есть Бог».
Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское государство должно помогать церкви бороться с ересью — такова, считал Августин новая функция государства.
Обоснование рабства. Рабство — это наказание за грех: «Грех — первая причина рабства, и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды». В основе рабства — грех библейского Хама, сына Ноя. Однако Августин допускал, что источником рабства отдельных людей может быть военный плен.
Таким образом, Августин предложил обосновывать рабство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как это делал римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Человек, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Так, если бы не было первородного греха Адама, государства могло и не быть. Государство для Августина — это институт условно-необходимый.
В отличие от Аристотеля, для которого человек — существо политическое, которое должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежуточный момент человеческого паломничества на земле.
В отличие от Цицерона, для которого республика как дело народное существует тогда, когда она управляется хорошо и справедливо одним, немногими или всем народом, Августин считал, что истинная справедливость существует только в Граде божием: «Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель которой — Христос, если и эту последнюю угодно называть республикой, так как нельзя отрицать, что и она — народное дело».
В сочинении о государстве, объясняя, что есть правовое соглашение, Цицерон доказывает, что без справедливости
не может быть и республики — где нет истинной справедливости, там не может быть и права. Соглашаясь с этой аргументацией, Августин придает ей новый смысл: «Справедливость есть, конечно, та добродетель, которая каждому воздает то, что ему следует; а если так, то какая же справедливость там, где человека отнимают у Бога и предоставляют его нечистым демонам? Это ли значит воздавать каждому то, что ему следует? Ведь тот, кто отнимает усадьбу у купившего ее и передает ее тому, кто не имеет на нее никакого права, несправедлив; а кто сам себя изъял из-под власти Бога, сотворившего его, и служит злым духам, тот разве справедлив?».
Следовательно, Августин обусловливал истинную спра-иедливость признанием истинного Бога. Если сопоставить:)то положение с его представлением о том, что государства, не обладающие Божьей справедливостью, лишь разбойничьи шайки, то можно сделать заключение, что все нехристианские государства, кроме древнееврейского, не заслуживали в его глазах иной оценки.
Главным достоинством государства, главным признаком, отличающим государство от разбойничьей шайки, является присущее государству стремление к миру: «Так ве-л ико благо мира, что даже в земных и бренных делах нет ничего приятнее мира для слуха, нет ничего достойнее для желания, ничего лучшего нельзя приобрести».
Устанавливая мир, государство становится звеном мирового порядка: «Мир тела — в соответствии его частей; мир души бессознательной — угомон страстей; мир души разумной — гармония между разумом и волей; мир домашний — согласие членов семьи в повиновении общему авторитету; мир государства — установленное согласие граждан по отношению к власти и повиновению; мир небесного царства — самое гармоническое и согласнейшее общение с Йогом и взаимно в Боге».
Итак, земной мир — необходимое условие для достижения высшего назначения человека, а мир как высшее благо обеспечивается государством и составляет назначение и иысшую цель государства.
* * *
Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии.
Глава 3. Политиче ские и право вые учения...
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит особенность понимания государства Цице
роном в отличие от понимания государства Аристотелем?
2. Какая форма правления государства являлась для Цице
рона лучшей?
3. Что понимал под естественным правом Цицерон и какое-
значение он ему придавал?
4. Как соотносятся понятия права и справедливости у рим
ских юристов?
5. Какую новую классификацию права предложил Ульпиан?
6. Должно ли государство помогать церкви в борьбе с ерети
ками в понимании Аврелия Августина?
7. Чем отличается государство от большой шайки разбойни
ков у Аврелия Августина?
8. Какое новое обоснование рабства привел Аврелий Авгус
тин?
Литература
Августин Блаженный. О граде Божием: В 4 т. М., 1994.
Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003.
Козловский П. Общество и государство. М., 1998.
Нерсесящ B.C. Политическое и правовое учение Цицерона // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.
Нерсесянц B.C. правопонимание римских юристов // Советское государство и право. 1980. № 3.
Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М.,1967.
Цицерон. О государстве. О законах. М., 1966.