Словарь. компаративизм(лат. comparativus — сравнительный) — сравнительно-исторический метод

компаративизм (лат. comparativus — сравнительный) — сравнительно-исторический метод

легитимность (лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — признание или подтверждение законности какого-либо права

недомениальная (лат. dominium — владение, домен)- в Западной Европе в эпоху феодализма — часть феодального

поместья

октроированное право (фр. octroi — пожалование) —

дарованное право.

патримониальный (лат. patrimonialis) — наследствен­ный, родовой

патернализм (лат. paternus — отцовский) — составная часть теории и практики «человеческих отношений», «со­циального партнерства»


                               
   
     
     
 
 
       
 
         
 
   
 
       
 
 

 

Глава 23. Политические и правовые учения...

харизма (греч. kharisma — божественная милость, дар: от kharis — прелесть, удовольствие). Расхожее употребление слова по отношению к политикам является простой метафо­рой, не содержит никакого сакрального (священного) смыс­ла. Истинная харизма проявляется в редких условиях граж­данских смут и войн и отождествляется с образом спасителя отечества. Нередко харизматические властители были дик­таторами и тиранами (И. Сталин, А. Гитлер)

«Sine ira et studio» (лат.) — «Без гнева и пристрастия»

23.9. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931) — русско-польский правовед, политический деятель. Создатель пси­хологической («эмоциональной») теории права.

Эпоха. Конец XIX в. — начало 20-х гг. XX в. в России были отмечены значительными изменениями обществен­ного и государственного строя.

После отмены в 1861 г. крепостного права Россия стала развиваться по капиталистическому пути. В 1905-1907 гг. произошла буржуазная революция. 6 августа 1905 г. был опубликован Манифест об учреждении Государственной думы. С 1905 г. в России стали создаваться буржуазные партии, одной из которых стала конституционно-демокра­тическая (партия кадетов).

Затем последовали Первая мировая война, Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 г. В 1918 г. нача­лась эмиграция из России ученых. В 1921 г. покинул Россию и ЛИ. Петражицкий, связав свою судьбу с Польшей. В сере­дине 1920-х гг. здесь произошел военный переворот.

Юридическая наука XX в. характеризуется растущей дифференциацией, связанной со специализацией право­вых исследований. С развитием психологии как науки про­исходит обновление общей теории права и государства. Школа юридического позитивизма и социологическая школа права уже не могут доминировать в правоведении начала XX в.

Биография. Родился в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Свою учебу в Киевском университете Петражицкий начинал на медицинском факультете, но за­тем перешел на юридический факультет. После окончания


23.9. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого 439

юридического факультета стажировался в Германии, где в 1892 г. защитил магистерскую диссертацию.

Петражицкий был одним из создателей и лидеров партии кадетов и депутатом от этой партии в I Государ­ственной думе. Участвовал в подготовке законопроектов о земельной реформе, правах личности, женском и нацио­нальном равноправии.

Первая мировая война, две революции удручающе по­действовали на Петражицкого. В 1921 г. он принял польское -гражданство, возглавил кафедру социологии в Варшавском университете. Однако в 1926 г. в Польше произошел воен­ный переворот Ю. Пилсудского, приведший к фактическому прекращению деятельности парламента и политических партий в Польше. Это ухудшило психическое состояние Петражицкого. В 1931 г. он покончил с собой.

Логическое основание политико-правового учения. Во времена Л.И. Петражицкого господствующими воззре­ниями на право были: юридико-догматическое и социоло­гическое. Петражицкий предложил психологический взгляд на право. В основе его теории права лежат идеи естествен­ного права, преломленные через психологическую науку XIX в.

Основные работы: «Очерки философии права» (1900); «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1907); «Теория права и госу­дарства в связи с теорией нравственности» (1907).

Содержание политико-правового учения. Л.И. Петра­жицкий упрекал современную ему юридическую науку в наивно-проекционной точке зрения, т.е. в поиске права во внешнем мире. Он полагал, что право заключено в психике индивида, а не «где-то в пространстве, над или между людьми».

Что же для Петражицкого представляет собой психика индивида (табл. 19)?

Таблица 19 Элементы психики человека

Элемент психики Характеристика
Сознание Чувство Односторонне пассивные элементы
Воля Односторонне активный элемент
Эмоция Двусторонне пассивно-активный элемент

               
 
   
     
 
   
 
 

 

Глава 23. Политические и правов ые учения...

Ключевой элемент теории Петражицкого — понятие «эмоция». Он писал: «Мы переживаем ежедневно многие тысячи эмоций». Одни эмоции он называл жизнеобеспечи­вающими (жажда, голод, сон и др.), другие — этическими. Именно благодаря этическим эмоциям человек и проявля­ет себя как социальное существо.

Этическая эмоция — это внутреннее повеление индиви­да, которое всегда направлено на других людей. Петражиц-кий выделил два вида этических эмоций:

1) нравственные эмоции — переживания только нашего
долга по отношению к другим без признания за другими
права
требовать исполнения этого долга (мы не признаем
за нищим права требовать от нас подачи милостыни);

2) правовые эмоции — это переживания нашего долга по
отношению к другим, с признанием за другими права требо­
вать исполнения этого долга (работодатель признает за ра­
бочими право требовать оплаты их труда).

Этим двум видам эмоций соответствуют представления о двух видах норм: «Нормы первого рода односторонне обя­зательные, беспритязательные, чисто императивные нор­мы, мы будем называть нравственными нормами. Нормы второго рода, обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы, мы будем называть правовыми, или юридическими, нормами».

Итак, психологическое понятие права Петражицкого можно сформулировать следующим образом: право — это совокупность психических переживаний долга и обязанно­стей, которые имеют императивно-атрибутивный (повели­тельно-притязательный) характер.

Петражицкого упрекали в том, что он предложил опреде­ление правовой психики, а не самого права.

Классификации права. Л.И. Петражицкий предложил две классификации права.

1. Право интуитивное и право позитивное.

Интуитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возника­ют без воздействия предписаний законов и обычаев. Петра­жицкий оценивает интуитивное право очень высоко:

S это первичный и древнейший вид права;

■S это очень удачная приспособительная реакция, кото­рая позволила человеческому обществу выжить;

S это индивидуально-разнообразное право, состав дис­позиций которого «определяется индивидуальными ус-


23.9. Псих олог ическая тео ри я права Л. И. Пе тражицкого 441

ловиями и обстоятельствами жизни каждого, его характе­ром, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями»; оно «сообразуется с кон­кретными, индивидуальными обстоятельствами данного случая», «развивается закономерно и постепенно, не под­вержено фиксированию и окаменению и не зависит от чье­го-либо произвола», является более простым в интеллекту­альном отношении по сравнению с правом позитивным.

Позитивное право — это совокупность императивно-ат­рибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев. Позитивное право:

S это однообразный и предустановленный «шаблон правил для более или менее значительных масс людей, не­смотря на различие их характера, воспитания»;

•S это право, которое подвержено «задержкам развития, отставанию от настоящей духовной, экономической и иной

жизни».

Исключительная сфера действия позитивного права — государственное финансирование, интуитивное право так­же имеет исключительную сферу действия. Россия, много­численные народы которой находились на разных ступе­нях культурного развития, представлялась Петражицкому «царством интуитивного права по преимуществу».

Сферой параллельного действия позитивного и интуи­тивного права являются семейные отношения. 2. Право официальное и право неофициальное. Право официальное — право, которое действует при под­держке государства. Оно включает в себя право позитив­ное, прежде всего законодательное, хотя исторически ста­тус официального помимо законодательного права имели каноническое право, обычное право, экспертное право («ответы» римских юристов) и др.

Право официальное включает в себя также право инту­итивное — аксиомы интуитивного права, которые пользу­ются поддержкой государства: «В разных частях русского законодательства встречаются прямые указания на -спра­ведливость... добрую совесть... как на масштабы для реше­ния разных правовых вопросов».

Право неофициальное — право, которое не имеет поддер­жки государства. Это право предполагает существование социальных конфликтов и неофициальные способы их раз­решения. К неофициальному относится право детское, се­мейное, племенное, крестьянское, городское, право мещан­ства, партийное право, право преступных групп и др.



                         
   
   
   
 
     
 
 
 
 
   
       
 
 

 

Гл а ва 23. Политические и пра вовые учения.

Психологическая теория права Л.И. Петражицкого ока­зала значительное влияние на правовые взгляды Г.Д. Гур-вича, П.А. Сорокина, А.Ф. Керенского, М.А. Рейснера и др. Правовед марксистского толка М.А. Рейснер в 1920-е гг. писал, что в гражданском праве Советской России выраже­ны буржуазные эмоции, в Земельном кодексе — эмоции крестьян, а в Конституции — пролетарские эмоции. Свою актуальность психологическая теория права Петражицкого не потеряла и в настоящее время.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой смысл вкладывал Иеринг в термин «борьба за право»?

2. В чем суть, по Иерингу, формального и содержательного
аспектов понятия права?

3. Что понимается под «интересом» как движущим мотивом
человеческой деятельности?

4. Почему Иеринг отвергал основные постулаты историчес­
кой школы права?

5. Что означает развиваемый Иерингом тезис «цель права -
мир, путь к нему — борьба»?

6. Какими признаками, согласно учению Иеринга, обладает
государство?

7. Как государство соотносится с правом?

8. В чем заключается актуальность ряда положений и выво­
дов, содержащихся в учении Иеринга?

9. Какие положения и выводы Иеринга подвергались крити­
ке со стороны его оппонентов?

10. Какой критерий лежит у Еллинека в основе классифика­
ции субъективных публичных нрав?

11. Какие.способы защиты прав меньшинств предложил Ел-
линек?

12. Как, согласно Еллинеку, соотносятся право и нравствен­
ность?

13. В чем, по мнению Эрлиха, заключается смысл социоло­
гии права?

14. Какую классификацию права разработал Эрлих?

15. Признавал ли Эрлих существование неофициального
права?

16. Как понимал право Дюркгейм?

17. Какой классификации права придерживался Дюркгейм?

18. В чем смысл теории преступления и наказания Дюркгейма?

19. Что такое аномия?

20. Что собой представляет норма солидарности, по мнению
Дюги?


23.9. Психол огическая теория права Л.И. Пет ра жицкого 443

21. Каково отношение Дюги к понятию субъективных прав

человека?

22. Какая структура законодательного органа соответствует
обществу, в основе которого лежит солидарность?

23. Как у Дюги соотносится закон с нормой солидарности?

24. Когда, по представлению Ориу, появляется западное со­
временное государство?

25. Каково отношение Ориу к теории договорного проис­
хождения государства?

26. В чем смысл теории происхождения государства как
«корпоротивного института»?

27. Какие элементы включает в себя государство как «инсти­
тут», по мнению Ориу?

28. От чего зависит, по представлению Ориу, уважение лю­
дей к законам государства?

29. В чем суть критики Штаммлером марксистского учения

о праве?

30. Какой подход к пониманию права использовал Штам-

млер и в чем он заключается?

31. Проанализируйте определения права Штаммлера.

32. Что представляет собой «основная идея права» у Штам­
млера?

33. Почему Штаммлера причисляют к представителям тео­
рии возрожденного естественного права?

34. Как определял современное государство Вебер?

35. Какие «чистые» типы легитимного господства выделил

Всбер?

36. Как понимал генезис современного государства Вебер?

37. Назовите признаки государственной бюрократии по Ве-

беру?

38. Какие проблемы этики государственной службы анали­
зировал Вебер?

39. Что такое патримониальное государство по Веберу?

40. Какие исторические типы права выделял Вебер?

41. Что представляет собой право, по мнению Петражицкого?

42. Какие классификации права предлагал Петражицкий?

43. Что такое интуитивное право по Петражицкому?

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Бачинин В.А, Сандулов Ю.А. История западной социологии.

СПб., 2002.

Берлин И. Философия свободы: Европа. М., 2001.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. ' Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. Социализм // Журнал социологии и социальной антропологии, 1999.

Вебер М. Харизматическое господство // Социологические

исследования. 1988. № 5.


Ill


444_____ Глава 23. Политические и правовые учения...___________

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997. Дробышевский С.А. История политических и правовых уче­ний. М., 2003.

Дюги Л. Конституционное право: Общая теория государства. М., 1908.

Дюги Л. Общество, личность и государство. СПб., б/г.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод со­циологии. М., 1990.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб., 1998.

Еллинек Г. Адам в учении о государстве. М., 1909.

Еллинек Г. Борьба старого права с новым. М., 1908.

Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. М.,1905.

Еллинек Г. Изменения и преобразования конституций. СПб., 1907.

Еллинек Г. Конституции, их история и значение в современ­ном праве. СПб., 1906.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

Еллинек Г. Плюральное избирательное право. Киев, 1905

Еллинек Г. Права меньшинства. М., 1906.

Еллинек Г. Права современного государства. СПб., 1908.

Еллинек Г. Правительство и парламент Германии: История развития их отношений. М., 1910.

Еллинек Г. Система субъективных публичных прав. СПб., 1913.

Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды, наказания. М., 1910.

Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1908.

Иерииг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875.

Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.

Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политйческой этнографии. М., 1988.

Лапаева В.В. Социология права. М., 2000.

Михайловский И. В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914.

Ориу М. Идеи Дюги: Два реализма. Ярославль, 1914.

Ориу М. Основы публичного права. М., 1929.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с те­орией нравственности. СПб., 2000.

Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. /Авт. -сост. М.Н. Марченко. М., 2004.

Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. Киев, 1906.

Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908.

Штаммлер Р. Теория анархизма. М., 1906.

Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалис­тического понимания истории. 2-е изд. Т. 1-2. 1907.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: