Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчуждение индивида от общества, асоциальное поведение. Развитие статистики и экспериментальной психологии в конце XIX — начале XX в. способствовали развитию эмпирических исследований, в том числе и в социологии.
Биография. Э. Дюркгейм происходил из семьи потомственных раввинов, но не согласился продолжить традицию, выбрав для себя научное поприще. С 1879 по 1882 г. обучался в Высшей нормальной школе в Париже. Профессиональная деятельность Дюркгейма была связана с преподаванием, сначала — философии в провинциальных лицеях, а затем — социальной науки и педагогики в Бордоском университете и в Сорбонне. Многие лекционные курсы легли в основу его научных произведений.
Логическое основание политика-правового учения. Использование социологического подхода к пониманию правовых явлений. Дюркгейм сформулировал общесоциологический постулат, согласно которому «социальные факты должны рассматриваться как вещи», извне, — с использованием наблюдений и экспериментов. Испытал на себе влияние теории солидарности О. Конта. В своих социологических исследованиях Дюркгейм развил теорию морали И. Канта, выводя мораль не из практического разума индивидов, а из условий жизни самого общества.
|
|
Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893); «Метод социологии» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Содержание политико-правового учения. Право как отражение социальной солидарности. В работах Дюркгейма большое место отводится праву. Тем не менее изучение права не являлось самоцелью, оно было лишь способом объяснить извне социальную солидарность. Право, по мнению Дюркгейма, представляет собой наиболее устойчивую форму организации общества.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривает социальную солидарность как основу любого общества и приходит к выводу, что внешним, к тому же вполне наблюдаемым фактом этой солидарности является право. Таким образом, право для Дюркгейма есть отражение социальной солидарности, ее «видимый символ»: «Действительно, социальная жизнь повсюду, где она долго существует, неизбежно стремится принять определенную форму и организоваться, и
I
410____ Гла в а 23. Полити ческие и правов ые учения...__
право — не что иное, как сама эта организация в ее наиболее устойчивом и точном выражении... Значит, мы можем быть уверены, что найдем отраженными в праве все существенные разновидности социальной солидарности».
Дюркгейм допускает, что социальная солидарность может быть отражена не только в праве, но и в нравах общества. Однако может сложиться ситуация, когда нравы будут противоречить праву. Эту ситуацию Дюркгейм расценивает как ненормальное, исключительное явление, т.е. как временную социальную патологию: «Нормально нравы не противоположны праву, но, напротив, суть основания его».
|
|
Дюркгейм ставит перед собой задачу проанализировать типичную ситуацию соответствия права социальной солидарности: «...Если могут создаваться такие типы социальной солидарности, которые проявляются только в нравах, то они второстепенны; наоборот, право воспроизводит все те, которые существенны, а именно их нам и нужно изучить».
Классификация права. Дюркгейм критически относится к классификации права на право публичное и право частное, — классификации, предложенной еще римским юристом Улышаном: «Всякое право является частным в том смысле, что постоянно и всюду существуют и действуют только индивиды; но прежде всего всякое право является публичным в том смысле, что оно — социальная функция и что все индивиды — хотя и различным образом.— суть должностные лица общества».
Дюркгейм предлагает свою классификацию права. Критерием этой классификации, ее социокультурным основанием служит санкция правовых норм: «Уместно, стало быть, классифицировать юридические правила согласно различным санкциям, которые с ними связаны».
Дюркгейм различает санкции:
• репрессивные (карательные), которые состоят в при
чинении правонарушителю страданий;
• реститутивные (восстановительные), направленные на
привидение «нарушенных связей к их нормальной форме».
Таким образом, Дюркгейм выделяет право, действенность которого обеспечивается:
■/ репрессивными санкциями;
S восстановительными санкциями:
-> «Следовательно, юридические правила надо разделить на два больших вида, согласно тому, имеют ли они
23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 411
организованные репрессивные санкции или санкции только реститутивные. Первый охватывает все уголовное право; второй — право гражданское, коммерческое, процессуальное, административное и конституционное, исключая уголовные правила, которые могут там находиться».
Вслед за Г. Спенсером, который различал общества военного типа и общества промышленного типа, Дюркгейм, следуя своей теории солидарности, различает:
• общества с механической солидарностью (архаические
общества);
• общества с органической солидарностью (современные
общества).
В обществах первого типа личное начало поглощено общественным и солидарность в них поддерживается посредством репрессивного права, а в обществах второго типа индивиды имеют развитое сознание своей связи с общественным целым, и потому органическая солидарность поддерживается действием реститутивного права, с помощью которого восстанавливается нарушенный порядок вещей и восстанавливается равновесие (табл. 17).
Таблица 17
Социологическая | типология права |
Архаические общества | Современные общества |
с механической солидарностью | с органической солидарностью |
Личность ~ | - общество: |
личность поглощена обществом | личность органично связана с обществом |
Солидарность поддерживается посредством: | |
репрессивного права | реститутивного права |
Теория преступности. Дюркгейм разработал социологическую теорию преступности. В отличие от принятых взглядов на преступление как патологию он считал преступление нормальным явлением, ибо «общество, лишенное его, было бы совершенно невозможно». Преступность, по мнению Дюркгейма, внутренне присуща любому обществу, и в этом смысле она нормальное, а не исключительное явление: «Нет, следовательно, явления с более несом-
|
|
412____ Глава 23. Политические и правовые учения...___________
ненными симптомами нормальности, поскольку оно тесно связано с условиями всякой коллективной жизни».
Дюркгейм полагал, что патологический характер преступность принимает лишь тогда, когда превосходит определенный уровень. Он трактует преступление, исходя из своей концепции социальных представлений, как действие, противоречащее коллективному сознанию: «Преступление... представляет собой действие, оскорбляющее известные коллективные чувства, наделенные особой энергией и отчетливостью. Для того чтобы в данном обществе перестали совершаться действия, признаваемые преступными, нужно было бы, чтобы оскорбляемые ими чувства встречались во всех индивидуальных сознаниях без исключения, и с той степенью силы, какая необходима для того, чтобы сдержать противоположные чувства».
Такое понимание преступления привело его к новому пониманию цели наказания: это отнюдь не исправление преступника, и даже не предупреждение аналогичных преступлений, это залечивание «ран, нанесенных коллективным чувствам».
Дюркгейм не только обосновал положение, согласно которому преступность внутренне присуща любому обществу, но и признал полезность определенного рода преступлений для последующего развития в обществе гуманизма. Такую позицию он обосновал, сославшись на исторический факт — казнь Сократа: «Согласно афинскому праву Сократ был преступником, и его осуждение было вполне справедливым. Между тем его преступление, а именно самостоятельность его мысли, было полезно не только для человечества, но и для его родины. Оно служило подготовке новой нравственности и новой веры, в которых нуждались тогда Афины, потому что традиции, которыми они жили до сих пор, не отвечали более условиям их существования».
Именно такую положительную роль для современной западной цивилизации сыграло уголовное дело в отношении Сократа: «Пример Сократа не единственный, он периодически повторяется в истории. Свобода мысли, которой мы теперь пользуемся, никогда не могла бы быть провозглашена, если бы запрещавшие ее правила не нарушались, прежде чем были торжественно отменены».
|
|
Понятие аномии. Дюркгейм использовал понятие аномии для описания ситуации упадка норм морали и права.
_____ 23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 413
Аномия (греч. a-nomos) — отсутствие закона.
Эта ситуация возникает в момент общественной дезорганизации, которая приводит к радикальной переоценке ценностей и, как следствие, к росту самоубийств: «В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. И в этом мы находим объяснение тех резких повышений кривой самоубийств, которые мы установили...».
Э. Дюркгейм признается классиком юридической социологии. Он внес большой вклад в развитие методологии данной науки. Сформулированный Дюркгеймом общесоциологический постулат о том, что «социальные факты должны рассматриваться как вепди», извне, с использованием наблюдений и экспериментов, стал признанным методом юридической социологии, выраженном в принципе объективности. Дюркгейм расширил понятийный аппарат юридической социологии. Используемые им конструкции, такие, как социальный институт или коллективное сознание, трансформировались в юридической социологии в понятия правового института и правосознания.
Дюркгейм как социолог по-новому рассмотрел ряд правовых проблем, таких, например, как фундаментальные понятия уголовного права: преступление и наказание. Эти положения Дюркгейма оказали заметное воздействие на развитие социологии преступности (криминологии) и социологии уголовного права. Для социологии преступности большое значение имеет также понятие аномии, выработанное Дюркгеймом.
Научное общение связывало социолога Дюркгейма с французским правоведом Л. Дюги, что во многом определило оригинальность выработанной Дюги социологической теории права.
Дюркгейм занимался также исследованиями генезиса правовых институтов на основе материалов об архаических обществах. Продолжением этих исследований считаются работы в области юридической этнологии таких ученых, как П. Фокконе, М. Мосс, Ж. Дави, А. Леви-Брюль и др.
414 Глава 23. Политические и правовые учения...
Некоторые положения правового учения Дюркгейма современные ученые оспаривают. Так, французский антрополог права Норберт Рулан считает, что Дюркгейм пренебрег «тем доказанным фактом, что во всех обществах существует одновременно репрессивное и реститутивное право».
23.5. Солидаристская теория права и государства Леона Дюги
Дюги Леон (1859-1928) — французский социолог, профессор права университета г. Бордо, представитель политико-правового учения солидаризма.
Эпоха. Со второй половины XIX в. представления широких масс населения о государстве формировались под сильным воздействием теорий анархизма и марксизма. Теоретики анархизма и марксизма отрицали фундаментальную ценность института государства: анархисты не признавали значимость государства для современного общества, а марксисты — для будущего человеческого общества.
На рубеже XIX-XX вв. западная наука о государстве разрабатывалась в рамках университетской науки, не находя отражения в сознании народа. По оценке русского правоведа Н.Н. Алексеева, шел процесс потери «чувства реальности государства», доказательством чему стало возникновение теорий, в которых государство отождествлялось с другими явлениями. Именно в это время сформировалась теория австрийского правоведа Ганса Кельзена, который отождествил государство с правом, т.е. с нормами должного, а не сущего. Однако теории анархизма и марксизма оказали заметное влияние на развитие классической университетской науки о государстве. Это влияние прослеживается, например, в теории синдикалистского государства Леона Дюги. Защита ценности государства, которую отрицали анархисты и марксисты, нашла свое отражение в теории институ-ционализма Мориса Ориу.
Биография. Леон Дюги родился в Либурне близ г. Бордо, в семье юриста. С 1886 г. и до конца своей жизни преподавал на юридическом факультете в г. Бордо, одном из известных университетских центров Франции.
Логическое основание политике-правового учения. Л. Дюги испытал влияние идей О. Конта, основателя социо-
_____ 23.5. Солидаристская теория права и государства... 415
логии как науки, автора понятия «солидарность», Э. Дюркгейма, который считал общественное разделение труда основой солидарности между классами.
Дюги не признавал теорию «научного социализма» К. Маркса. Он считал, что «учение о борьбе классов есть отвратительная доктрина»; «мы не идем к уничтожению одного класса другим, а напротив, к режиму координации и иерархии классов».
Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного права» (1911).
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это социальные существа, они связаны между собой в силу общности потребностей и общественного разделения труда, и потому объективным становится факт солидарности. Солидарность — это закон функционирования общества. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и порождает социальную норму — норму солидарности.
Норма солидарности — это не норма морали, а правовая норма, поскольку она касается только внешних проявлений человеческой воли. Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления. Эта норма права изменчива, как и само человеческое общество. «Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности и делать все для развития этой солидарности» — таков смысл этой нормы.
Проект позитивной организации общества. Дюги полагал, что новый общественный и политический строй должен быть создан на основе:
S признания за индивидами только социальных обязанностей;
S отрицания за индивидами субъективных прав: «Итак, на основе уничтожения субъективных прав создается новый политический и социальный строй».
Индивид представляется Дюги лишь «составной клеточкой социального организма», «не целью, а только средством».
Смысл существования каждого индивида Дюги видит «только в выполнениеи известной работы в деле социального строительства».
416_____ Глава 23. Полити ч еские и право вые учения...
При новом режиме, считал Дюги:
S исчезает понятие собственности как субъективного права индивидов;
S право собственности перестает быть абсолютным правом;
S собственность используется лишь для поддержания общественной солидарности и только в этих пределах она защищается государством;
•S собственность рассматривается как социальная функция: «капиталист-собственник исполняет особенную социальную функцию»;
S «капиталистическому классу отводится особая роль: собирать капиталы и отдавать их в распоряжение предприятий».
Э. Дюги выступил теоретиком «социализации» собственности: частная собственность — это социальная обязанность, осуществляемая в интересах общего блага.
Теория государства. Под государством Дюги понимал «не лицо, отличное от индивидов, но лишь проявление индивидуальной воли правителей». Правители государства — лишь «часть общественного организма», они «играют собственную роль в разделении труда (должны организовать определенные службы, обеспечивать непрерывную их деятельность и контролировать их действия)».
Будущему обществу будет соответствовать новая форма государства, не похожая ни на одну из всех исторически предшествовавших (римская, королевская, якобинская, наполеоновская, коллективистская). Государство в лице своих правителей будет не командовать обществом, а служить ему.
Новая форма государства, более эластичная и гуманная, обеспечит социальную солидарность. Это такая форма государства, при которой наибольшая сила будет принадлежать не какому-то привилегированному классу, а действительному большинству из представителей всех классов и всех партий: «Господство класса должно прекратиться: мы отрицаем господство как пролетарского, так и буржуазного класса».
Дюги выступал за сохранение двухпалатной структуры парламента (палата депутатов и сенат), однако предложил отказаться от всеобщего «индивидуалистического» избирательного права и заменить его «органическим» пропорциональным представительством: палата депутатов будет представительством всех существующих партий; а сенат
_____ 23.5. Солидар истск ая теория права и госу д арства... 417
будет представительством всех профессиональных организаций (синдикатов).
На основе синдикатов будет переустраиваться общество. Синдикаты объединяются в федерацию, что неизбежно приведет к децентрализация политической власти. Власть распределится между синдикатами, которые будут выполнять различные социально-экономические и политические задачи, а деятельность правительства сведется лишь к контролю и надзору. В частности, Дюги считал: «Не имеется препятствий к тому, чтобы действия полиции осуществлялись частными ассоциациями, и так иногда бывало».
Теория закона. Для Л. Дюги характерно социологическое понимание закона: «Истина — в том, что закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек». Применительно к Франции того времени закон представлялся Дюги выражением воли 350 депутатов и 200 сенаторов.
Связь закона с нормой солидарности. Дюги считал, что при помощи законов формулируется норма солидарности и принимаются меры к ее исполнению.
Проблема обязательности закона. Закон является законом лишь тогда, когда он соответствует социальной солидарности: «Закон получает свою обязательную силу не в воле властвующих, а в своем соответствии социальной солидарности».
По мнению Дюги, законы о здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда соответствуют норме солидарности и свидетельствуют о социализации права.
В XX в. идея «социализации» собственности нашла отражение в конституциях ряда стран: Конституции Германии 1919 г.; Конституции Японии 1947 г.; Основном законе ФРГ 1949 г.
В статье 14.2 Основного закона ФРГ 1949 г. закреплено положение: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу».
Идея синдикалистского представительства является оригинальной, но она не получила широкого распространения из-за трудности совмещения профессионального представительства с традиционными институтами представительной демократии.
14 М. Н. Марченко
418 Глава 23. Политические и правовые учения...
Правовые взгляды Дюги оказали влияние на дальнейшее развитие социологических теорий права.
23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу
Ориу Морис (1856-1929)— французский правовед и государствовед, профессор и декан юридического факультета Тулузского университета. Теоретик институциона-лизма.
Эпоха. Развитие капитализма привело к расширению масштабов деятельности государственной власти. Демократизация общественной жизни способствовала развитию социально-политических теорий. Во Франции интенсивно развивается наука государственного (публичного) права. Принимаются государственные декреты, согласно которым в 1895 г. дисциплина «Основы публичного права» была включена в программу первого экзамена на звание доктора политических наук; в 1905 г. дисциплина «Публичное право» включена в программу третьего экзамена для получения лиценциата.
Биография. Морис Ориу родился во французском городе Ладивиль. Получил степень доктора права в 1879 г. С 1883 г. стал заниматься преподаванием правовых дисциплин. В Тулузском университете он преподавал историю права — с 1883 г., административное право — с 1888 г., конституционное право — с 1920 г. В 1909 г. Ориу стал деканом юридического факультета Тулузского университета.
Современники: Леон Дюги (1859-1928), Адемар Эсмен (1848-1913).
Логическое основание политико-правового учения. Испытав на себе влияние «интерпсихологии» французского социолога Габриэля Тарда (1843-1904) и критически осмыслив формально-юридический подход к изучению государства, М. Ориу постарался создать более реалистическую теорию государства.
Основные работы: «Основы публичного права» (1910); «Идеи Дюги. Два реализма» (1914).
Содержание политико-правового учения. Понятие современного государства. Под современным государством Ориу понимает ту особую форму политического общества, которая появилась «почти у всех европейских наций в конце Средних веков»: «Начиная с XIV столетия, современное
_______ 23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу_____________ 419
государство одержало верх над феодальной организацией, следы которой однако просуществовали до революции 1789 г. Лишь с конца XVIII столетия современное государство может считаться очищенным от всякой феодальной примеси, как новый режим в противоположность старому режиму».
Ориу рассматривает современное государство как объективно существующий социальный институт, характеризующийся прежде всего стабильностью. Стабильность этого института основывается на динамическом равновесии между уже «установившимся правом» и новым правом, которое исходит от публичной власти.
Критика договорной теории происхождения государства. Ориу критикует Руссо как сторонника договорной теории происхождения государства. Он полагает, что договорная теория государства представляет собой гипотезу «весьма гадательную», поскольку в основании теории Руссо лежит субъективный подход, который трудно признать научным: «Общественный договор без сомнения, предполагается предшествующим установлению государства как морального лица, но, с одной стороны, он был гипотезой весьма гадательной, а с другой — объяснял установление права и государства единственно лишь действием индивидуальных договаривающихся воль».
Государство не может возникнуть в один момент в результате заключения общественного договора между «атомарными индивидами». Напротив, полагает Ориу, государство можно рассматривать только как объективную реальность, т.е. как особого рода «корпоративный институт»: «Существование государства сводится не к индивидуальным волям, а к факту социального института».
Понятие государства как социального института Ориу противопоставил понятию государства как результата общественного договора Руссо.
Теория происхождения государства как «корпоративного института». Ориу полагал, что государство как объективная реальность, не зависящая от субъективной воли индивидов, возникает только тогда, когда происходит реорганизация нации. Реорганизация нации — это такое состояние, при котором писаное право становится «установившимся» правом нации: «Теория корпоративного института, уравновешиваемого верховенством "установившегося правопо-
14*
420 Глава 23. Политические и правовые учения...
рядка", основывается на том факте, что в истории государства нет ни одного уловимого момента, когда не существовало бы права, уже установившегося в нации ранее права, имеющего быть созданным, так что государство есть только реорганизация нации».
Вслед за французским социологом и криминологом Габриэлем де Тардом (1843-1904), автором концепции «интерпсихологии», Ориу полагает, что длительное, мирное существование правопорядка зависит «от силы инерции, под действием которой происходит... психологическое присоединение» к нему индивидов. Установившийся правопорядок, по мнению Ориу, приобретает особую силу, поскольку получает признание «со стороны всех».
Ориу выделяет факторы, влияющие на формирование государства как корпоративного института:
• централизация права;
• централизация политической власти.
Процесс «централизации и интериоризации права на основе писаного закона» и «процесс политической централизации на основе разделения между суверенной политической властью и частной собственностью», идут параллельно и завершаются созданием корпоративной организации государства.
Под централизацией права Ориу понимает правотворческую деятельность «центральной политической власти», что объективно приводит к уменьшению значения обычая как источника права. Правотворческая деятельность правительства осуществляется в двух формах:
1) «замены обычая писаным законом»;
2) самостоятельное правотворчество.
Под политической централизацией Ориу понимает такой объективный процесс, конечная цель которого: «мобилизовать и объединить ресурсы нации, и поставить их в распоряжение центральной правительственной власти».
Процесс политической централизации сопровождается дифференциацией органов государственной власти, что приводит к разделению властей в государстве. А это в свою очередь позволяет обеспечить свободу индивидов от злоупотреблений со стороны государственной власти.
Понятие государства как «института». Государство как социальный институт — это нечто целое, включающее в себя:
23.6. Политико-правовое уче ние Мо риса Ориу
» общую идею как направляющую силу (индивидуальная свобода, справедливость);
• исторически формирующуюся национальную коллек
тивную общность (гражданское общество);
• суверенную власть;
• правопорядок.
Понятие государства, предложенное Ориу, включало в себя исторический, идеальный, социологический и юридический моменты, что позволяет говорить о «синтетическом» понятии государства.
Исторический момент в понятии государства Ориу иллюстрирует таким образом: «Государственный режим является метаморфозой, наступающей в известный момент истории нации в целях ее централизации и инкорпорации или включения гражданского общества в корпоративный организм, ресурсы которого капитализируются и функции которого дифференцируются под руководством центральной публичной власти».
Идеальный момент в понятии государства у Ориу выражен следующим образом: «Государственный режим увеличивает могущество нации и в то же время делает из нее среду существования, в большей мере проникнутую свободой и справедливостью; но при этом цель увеличения организованного могущества должна оставаться подчиненной цели возрастания свободы и справедливости».
Социологический и юридический моменты в понятии государства отражены Ориу в определении: «Государство есть централизация нации в целях включения в нее гражданского общества посредством организации нации в корпоративную индивидуальность при наличии суверенной власти, при режиме внутреннего закона и господства статута».
Проблема образования всемирного государства. М. Ориу приводит исторический факт поглощения римским государством античных государств Средиземноморья. Современные же государства уже существуют и за пределами Средиземноморского бассейна и находятся во всех частях света. Ориу задает вопрос: возможно ли, чтобы все современные государства слились в одно, единое государство? — и отвечает: «существует мало шансов на поглощение когда-либо национальных государств всех пяти частей света одним государством».