М. Ориу затрагивает сложную проблему уважения к закону. От уважения или неуважения людей к законам, полагает Ориу, зависит, будут или не будут им подчиняться.
В отличие от Руссо, который считал, что уважение к закону связано с выраженной в законе общей воли, Ориу полагал, что уважать закон и соответственно подчиняться ему необходимо всегда. Принуждение к исполнению закона может быть оправдано, полагал Ориу, «только необходимостью, которая заставляет людей, составляющих группу, временно маршировать вместе, дабы в противном случае не подвергнуть опасности существование самой группы; личная независимость приносится в жертву в пределах этих необходимых потребностей, из которых каждая временна, но которые в действительности постоянно сменяют одна другую, так что принцип авторитета оказывается всегда необходимым».
М. Ориу — теоретик институциоиализма. К числу институтов, в которых есть направляющая идея, организация власти, совокупность процедур, Ориу относил не только государство, но и торговые общества, профсоюзы и т.д., заложив основы концепций плюралистической демократии (М. Дюверже и др.).
Современные политологи и социологи используют институциональный метод как один из методов анализа (Ж. Шевалье, А. Турен и др.). Институционализм Ориу оказал влияние на многих западных правоведов XX в. (Ж. Ренара, Р. Сменда, С. Романо, Ж. Бюрдо и др.). Труды Ориу по публичному праву, в которых затрагивались фундаментальные вопросы логических и правовых оснований государства, сыграли существенную роль в развитии французской политической науки.
Ориу — признанный специалист в области административного права. Он первым стал излагать административное право как единое целое. В течение сорока лет исследовал и комментировал решения Государственного совета — высшей судебной инстанции по административным делам во Франции. Современными исследователями подчеркивается его феноменальное трудолюбие, — в истории не найдется, пожалуй, более скрупулезного толкователя судебной практики.