Триадические модальные формулы

Умение правильно сочетать в длинных трансляциях триадические модальности их частей (отдельных фраз) дает протагонисту огромные выразительные возможности, а если он еще и обращает внимание на используемые партнером триадические модальности, то его комуникативный уровень возрастает невообразимо.

"Синтетический спуск": син - кач.

Эта формула хороша для первичного представления уникального объекта: сначала задается его имя (или иной идентификатор), затем перечисляются его качества:

- Познакомься, это моя мама, (громко) Акулина Мануиловна. (син) Она добрая, общительная и душой очень молодая. (кач)

- (по телефону) Звоню тебе - представляешь! - из Берлина! (син) Он, оказывается, такой мягкий, приветливый, красивый и деликатный. (кач)

- Ты - олух Царя Небесного! (син) Балбес, бездельник и недотепа. (кач)

"Качественный спуск": кач - пред.

Эта формула хороша, если нужно создать несколько комический эффект, "материализуя" неименованный объект из его качеств, например:

- Потерялся тут у меня один такой... маленький, шустрый, быстроногий... (кач) Словом, мальчик. (пред)

Другой вариант использования этой формулы - подготовка к предметному перечислению, создание для него фона:

- В тот год осень тянулась долгая, дождливая, промозглая. (кач) И лишь под Новый Год выпал, наконец, долгожданный снег, лег на крыши домов, улицы, тротуары, площади и даже на плечи прохожих. (пред)

"Предметный подъем": пред - кач.

Эта формула хороша для обоснования качественного заключения:

- Выучи уроки, потом пол, посуда, мусор и никакого телевизора! (ред) Ты же у меня такой милый и послушный! (кач)

- Я долго шлялся по городу, был в пяти барах и на трех дискотеках, а также в боулинге и китайском ресторане. (пред) Ну неуловим твой Пафнутий, абсолютно! (кач)

"Качественный подъем": кач - син.

Это мощная формула - она может совершенно сбить с ног партнера, не подготовленного к афористическому способу изложения:

- Кто у нас ленивый, непослушный, ничтожный и норовистый? (кач) Ты, Евсевий! (син)

- Я так устала, извелась, отчаялась и от тоски чуть не умерла! (кач) А все твоя любимая Серафима! (син)

- Я всегда бодр, подвижен и оптимистичен. (кач) Волка ноги кормят. (син)

"Синтетическая рыбка": син - кач - син.

Этой формулой не следует злоупотреблять, так как она довольно тяжеловесна. Но иногда она оказывается весьма эффективной:

- Что ж, я виноват, я (показывает на себя пальцем). (син) Легкомысленный оказался, тщеславный и недостаточно предусмотрительный. (кач) Я (бьет себя рукой в грудь). (син)

- Я учусь в университете. (син) Большом, авторитетном, известном на всю страну. (кач) (торжественно) Московском государственном университете имени Ломоносова. (син)

"Качественная рыбка": кач - пред - кач.

Эта формула часто воспринимается лучше и весомее, чем чисто качественная трансляция:

- Ты противный и непослушный. (кач) Зачем ты грызешь ботинки и тапочки? (пред) Ну хоть не кусаешься больно - и то хорошо... (кач)

- Ветрено сейчас, холодно и промозгло. (кач) Снег того и гляди пойдет, а пока дождь и град. (пред) Не пойду я никуда, лучше полежу, почитаю в тепле. (кач)

"Качественная лягушка": кач - син - кач.

Эта формула может удачно усиливать и концентрировать или фокусировать качественное наполнение трансляции:

- Плясали, веселились, ели, пили. (кач) (со значением) Порфирия Никаноровича поздравляли. (син) Нашего почтеннейшего, наиопытнейшего и старейшего. (кач)

- Он такой необыкновенный... веселый, тактичный, ласковый, многоопытный... (кач) Я его полюбила. (син) И я счастлива - счастлива совершенно! (кач)

"Предметная лягушка": пред - кач - пред.

Эта формула смягчает чисто предметные перечисления или акцентуации и вносит в них порой глубокий смысл:

- Мне нужны карандаши, ластики, краски, тетради, учебники и пенал. (пред) Я ужасно озабочена. (кач) И еще форма, туфельки, чулки и белый фартук. (пред)

- Вы наступили мне (с ударением) на ногу! (пред) Вы такой неуклюжий - ох! (кач) Хорошо хоть повредили мне стопу, а не колено. (пред)

Упражнение 18. Приведите примеры использования вышеописанных формул.

Упражнение 19. В следующей сценке определите используемые героями триадические модальные формулы. Отметьте гладкие и ломаные трансляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: