Каменный век. Пещера племени Быстроногих Оленей. Осень. Молодой воин Зуб Мамонта сидит со своей молодой женой Цветком Зари у постепенно гаснущего костра.
Ц в е т о к З а р и. Вчера с рябины у нашей пещеры слетел последний лист.
З у б М а м о н т а. Красота мира переменчива.
Ц в е т о к З а р и. И утром на камнях на берегу нашего озера заметен лед.
З у б М а м о н т а. (восхищенно) Ты - мои глаза, мой Цветок!
Ц в е т о к З а р и. Скоро Большой Воин наденет на мир белую шубу.
З у б М а м о н т а. Неужели скоро? А я думал - еще одну луну можно будет не думать о зимних шкурах.
Ц в е т о к З а р и. Ты горячий, мой любимый Зуб, а я - нежная девушка, хорошо чувствующая холод.
З у б М а м о н т а. А кто меня в прорубь таскает?
Ц в е т о к З а р и. С тобой рядом я словно медведь в своей толстой шкуре.
З у б М а м о н т а. (по-мужски с чувством обнимает Цветок Зари)
Ц в е т о к З а р и. (нежно) Ах!
З у б М а м о н т а. Ну что, пора нам отправляться в Страну Миражей?
Ц в е т о к З а р и. Нет, нам надо еще кое-что обсудить, любимый муж.
|
|
З у б М а м о н т а. Давай побыстрее, Страна Миражей меня определенно зовет. (зевает)
Ц в е т о к З а р и. Меня беспокоит наш зимний рацион.
З у б М а м о н т а. Быстроногий Олень позаботится о людях своего племени - так всегда бывает
Ц в е т о к З а р и. Но все-таки охотиться будет труднее, любимый.
З у б М а м о н т а. Ты пожалуйста помни, что я - Зуб Мамонта (расправляет плечи), и чемпион нашего племени по бросанию копья! И на дальность, и на точность попадания.
Ц в е т о к З а р и. (восторженно) Да, я знаю: твою руку направляет сам Большой Воин!
З у б М а м о н т а. Так что ты дрожишь, словно перепелка?
Ц в е т о к З а р и. Мне было бы спокойнее, любимый Зуб, если бы у нас в Пещере Запасов лежала пара соленых оленьих туш, и пара десятков зайцев, ну там уточек всяких...
З у б М а м о н т а. (с уважением) Ты - белка.
Ц в е т о к З а р и. Да, и на зимние шапки нужен мех.
З у б М а м о н т а. (подумав) Что ж. Большому Воину - Большая Охота.
Ц в е т о к З а р и. Хорошо, милый Зуб?
З у б М а м о н т а. (утвердительно) Большая река течет с высокой горы.
Ц в е т о к З а р и. (прижимается к мужу)
З у б М а м о н т а. (устало) Завтра с утра надо наточить наконечники стрел и копь я.
Ц в е т о к З а р и. А я вознесу молитву Быстроногому Оленю - чтобы он послал тебе парочку своих воплощений.
З у б М а м о н т а. (с уважением) О, Верховная Жрица!
Ц в е т о к З а р и. (серьезно) Еще нет, но с возрастом, я знаю, так и случится.
З у б М а м о н т а. А сейчас нас ждет странствие в Страну Миражей.
Ц в е т о к З а р и. Я уже постелила шкуры. Пойдем, милый.
З у б М а м о н т а. (почти уже засыпая, кивает головой)
К о н е ц
Упражнение 3. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору придумайте: а) символическое и б) содержательное обращение.
|
|
1. Комплимент партнерше по танцам.
2. Обещание трудноисполнимое обиженной жене.
3. Предложение интимное поклоннику со стажем.
4. Возложение вины за неприятность на работе на себя.
5. Поддержка принципиальная друга, попавшего в сложное положение.
Ответ.
1а) - Вы - сама Терпсихора! (сим)
1б) - У вас отличная подготовка и вы хорошо меня слушаетесь, Капитолина. (сод)
2а) - У тебя теперь будет муж - Геракл!
2б) - Хорошо, я буду теперь сам носить тебе продукты.
3а) - Я думаю, пришло время увенчать твои многолетние старания достойной наградой.
3б) - Ну поцелуй же меня - только с чувством!
4а) - (сокрушенно) Да, я - осел!
4б) - Да, это я виноват - принял неправильное решение.
5а) - Не глупи: ты - король!
5б) - Не грусти и не думай, что ты один виноват - на самом деле время пройдет, и всем станет ясно, что только ты и был прав.
Реверсивные логистические модальности.
Реверсивные символические маркеры. Как протагонист может дать партнеру понять, что воспринял его предыдущую трансляцию в символической модальности? Для этого часто используются следующие выражения:
- Я понимаю, на что ты намекаешь. (<сим)
- Только не надо иносказаний! (<сим)
- Это всё слова. (<сим)
- Говори понятнее, проще. (<сим)
- Лучше скажи прямо. (<сим)
Однако чаще всего реверсивная символическая модальность проявляется в том, что протагонист отвечает не на прямой смысл слов партнера, а на ту или иную собственную их интерпретацию, что обычно сразу видно:
- Я устала тебя ждать, Нифонт.
- Я тоже считаю, что нам пора завершать наш брак, Феофания. (<сим)
- Ты опоздал, Никодим.
- Да, я согласен с тобой, я мерзавец. (<сим)
Реверсивные содержательные маркеры. Желая дать понять партнеру, что его предыдущая реплика была содержательной с точки зрения протагониста, последний может выразиться так:
- Вот это по существу. (<сод)
- Ты слишком прямолинеен. (<сод)
Реверсивным содержательным маркером является повторение качественных характеристик, элементов или неименованных объектов, упомянутых партнером, в их прямом смысле, например:
- Я пришел к тебе с приветом.
- Ну, коли пришел, заходи. (<сод)
- Мне нужны часы.
- Да, часы - вещь необходимая. (<сод)
Упражнение 4. Определите реверсивные логистические модальности ответных трансляций в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору.
1. - Ты - ничтожество, Гервасий!
- Я тоже по молодости любил резать правду-матку в лицо.
2. - Что-то ты совсем без тела стала, Федора.
- Да, это правда, я худая - но я еще поправлюсь, вот увидишь!
3. - Ты меня любишь, Сакердон?
- Не до секса мне нынче, Феона.
4. - Подай мне вон тот кусочек яблочного пирога, Софоний.
- (подает)
5. - Ах! (порывисто обнимает партнера)
- Я к тебе тоже сильно привязан, Цецилия.
Ответ.
1. <сод. 2. <сод 3. <сим. 4. <сод. 5 <сим.
Упражнение 5. В следующей сценке определите реверсивные логистические модальности трансляций и укажите логистически-конформные и неконформные ответы.