Значение НЭПа

Парадоксально, но с высоты истории НЭП кажется скорее коротким шагом, отступающим от запрограммированного революцией социально-экономического развития, и поэтому, не отрицая его достижений, нельзя не сказать, что и другие меры могли бы привести в тем же итогам.

А уникальность эпохи новой экономической политики заключается прежде всего в ее влиянии на культуру.

Как уже было сказано выше, после Великой октябрьской революции Россия лишилась большей части интеллектуальной элиты общества. Общий культурный и духовный уровень населения резко упал.

Новая эпоха выдвигает новых героев - среди поднимавшихся на высшие социальные ступени нэпманов львиную долю составляют разбогатевшие частные торговцы, бывшие лавочники и кустари-ремесленники, которых абсолютно не трогала романтика революционных веяний.

Для понимания классического искусства у этих "героев нового времени" не хватало образования, а ведь они становились законодателями моды. В соответствии с этим главным развлечением НЭПа стали кабаре и рестораны. Впрочем, можно оговориться, что это было общеевропейской тенденцией тех лет, но именно в Советской России, зажатой между неохотно уходящим в прошлое военным коммунизмом и надвигающейся мрачной эпохой репрессий, это производит особенное впечатление.

Художественная ценность выступлений артистов-куплетистов в кабаре с незамысловатыми песенными сюжетами и примитивными рифмами, разумеется, более чем спорна. Однако именно эти непритязательные тексты и мотивы вошли в историю культуры молодой страны, а затем начали передаваться из поколения в поколение, в лучших своих образцах сливаясь с народным творчеством.

Общая легкость эпохи сказалась даже в жанрах драматических театров. Московская студия Вахтангова (ныне театр имени Вахтангова) в 1922 г. ставит сказку «Принцесса Турандот» итальянца Карло Гоцци. И в двойственной атмосфере царящей легкости и предчувствий грядущего родился спектакль, ставший символом театра.

1920-е годы стали также и временем настоящего журнального бума в новой столице новой страны - в Москве. С 1922 года начинают выходить в свет несколько сразу завоевавших популярность сатирико-юмористических журналов («Заноза», «Сатирикон», «Смехач»). Все эти журналы нацелены были на публикацию далеко не только новостей из жизни рабочих и крестьян, но публиковали в первую очередь юморески, пародии, карикатуры.

Впрочем, их издание заканчивается с концом НЭПа. В 1930 году единственным сатирическим журналом остается «Крокодил». Эпоха НЭПа закончилась, но след того времени навсегда сохранился в истории великой страны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: