Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1. Борьба за власть сыновей Владимира. Владимир по примеру отца отправил 12 своих сыновей в раз­ные земли Руси, чтобы они проводили там его политику. Таким путём он рассчитывал усилить свою власть и укрепить единство державы. Любимыми сыновьями Владимира были Борис и Глеб. Князь Владимир явно желал передать Бори­су после себя Киевское княжество. Это очень не нра­вилось двум старшим сыновьям князя — Святополку и Ярославу. Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отправленный Владимиром в Новгород. В 1015 го­ду он отказался посылать дань в Киев. Разгневанный Владимир приказал собирать войско для похода на мятежного сына. Ярослав в свою очередь призвал па помощь наёмные варяжские отряды. И только смерть Владимира летом 1015 года помешала столкновению отца с сыном. Когда умирал Владимир, Бориса не было в Кие­ве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка было немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о люб­ви многих на Руси к Борису, Святополк решил из­бавиться от опасного соперника, а также от брата Глеба, подослав к ним тайных убийц (Борис и Глеб впоследствии Русской православной церковью были причислены к лику святых). Позже Святополк ор­ганизовал убийство ещё одного брата — Святосла­ва, правившего в древлянской земле. За свои ужас­ные преступления Святополк был прозван в народе Окаянным. Ярослав, получив известие о смерти отца и убий­стве братьев, во главе наёмной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка. Тот призвал на помощь печенегов. Войска киевского и новгородского князей встретились позд­ней осенью 1016 года у городка Любеч и почти три месяца простояли на разных берегах Днепра, осы­пая друг друга насмешками. Ярослав первым пе­реправился через Днепр и внезапным ударом раз­бил киевлян. Святополк бежал к отцу своей жены (тестю) — польскому князю Болеславу Храброму. В 1017 году Ярослав вступил в Киев и занял кня­жеский престол. Болеслав Храбрый, стремившийся расширить свои владения, увидел подходящий для этого слу­чай. В 1018 году он пошёл вместе со Святополком на Ярослава и разбил его войско. Овладев Киевом, Болеслав не возвратил его Святополку, а стал пра­вить сам. Униженный князь начал подстрекать ки­евлян выступить против поляков. Болеслав был вы­нужден вернуться в Польшу. В Киеве вновь утвер­дился Святополк. В 1019 году по настоянию новгородцев, не же­лавших платить дань Киеву, Ярослав опять высту­пил против Святополка и одолел его. Святополк по­пытался найти приют в Польше, но по дороге умер. Но и на этом усобицы между сыновьями Влади­мира не закончились. Борьбу с киевским князем на­чал ещё один сын Владимира — Мстислав, княжив­ший в Тмутаракани. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Ру­си. Кровавая усобица между сыновьями Владимира Святославича показала, что объединение Руси оста­валось непрочным, что некоторые земли по-прежнему стремились к отделению от Киева. Этим настрое­ниям поддавались и сыновья Владимира, поднявшие оружие друг против друга. 2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Изба­вившись от претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своём государстве. Вре­мя княжения Ярослава (1019—1054) стало эпохой расцвета Древнерусского государства. Князь многое сделал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви (в том числе выдаю­щиеся соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде), откры­вал при них школы, поощрял перевод церковных книг с гре­ческого языка на славянский. При нём был основан знаме­нитый Киево-Печерский монастырь. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам лето­писи, «днём и ночью», хорошо знал Библию. За это он по­лучил в народе прозвище Мудрого. Стремясь установить порядок и законность в сво­ём государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) за­конов, который получил название Правда Ярослава. Этот документ предусматривал строгие наказания за драки, убийства, телесные повреждения, оскорбления, обман и т. п. Правда Ярослава сохранила ещё пере­житки родового строя, в частности право кровной мести родственников за убитого человека. Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепления Древне­русского государства. 3. Управление государством при Ярославе Мудром. При Ярославе сложились более чёткие правила управления Древнерусским госу­дарством. Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Лето­писцы называли князя Ярослава самовластцем. Теперь он был уже не первым среди других князей, а полноправным правителем страны. Киевский князь издавал законы, был высшим судьёй и главным за­щитником Русской земли. Он определял взаимоотно­шения с другими странами, т. е. внешнюю политику. Киевский престол, или, как тогда говорили, стол, после смерти князя передавался по старшинству, т. е. старшему в княжеском роду. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто на­рушался. В распоряжении киевских князей была мощная военная сила — дружина. Дружинники помогали князю судить, управлять его хозяйством, вести пе­реговоры с другими государствами. Дружина, кото­рая прежде выполняла в основном воинские обя­занности, вместе с князем стала управлять государ­ством. Киевский князь правил при помощи сыновей, ко­торых он отправлял в качестве своих наместников в крупнейшие земли (волости). Такой местный князь имел собственную дружину, обладал в волости боль­шими правами, но он не имел права передавать свою власть по наследству. Князья время от времени пе­ремещались от одного княжеского стола к другому. В городских центрах сохранялись вечевые тради­ции. Вече, на которое сходились все свободные лю­ди, ведало вопросами войны и мира, решало денеж­ные и земельные проблемы, обсуждало законы. Вече вторгалось в вопросы княжения. Невзирая на уста­новившийся порядок, оно могло пригласить на кня­жение какого угодно князя или указать неугодному от ворот поворот. Князь и местная знать были вы­нуждены считаться с волей веча, так как в его рас­поряжении находилось народное ополчение — основа военной организации Древнерусского государства. 4. Внешняя политика Ярослава Мудрого. В отно­шениях с другими государствами Ярослав стремил­ся продолжить дела своего отца и деда — Владими­ра и Святослава. Он укреплял южные рубежи Ру­си, возводил на границе со степью города-крепости. В 1036 году под Киевом русские войска во главе с князем наголову разбили печенегов, после чего степняки перестали совершать набеги на Русь. Ярослав расширил территорию своего государ­ства и укрепил безопасность его северо-западных границ. В 1030 году он утвердил свою власть на за­падном берегу Чудского озера и построил там город Юрьев (своё второе имя — Юрий — киевский князь получил при крещении). В 1041 году Ярослав за­ключил союзный договор с польским королём. В 1043 году произошло последнее военное столк­новение Руси с Византией. Поход туда был неудач­ным. Налетевший шторм разметал и потопил часть русских кораблей. Воины, выбравшиеся на сушу, по­пали в плен. Византийцы ослепили их и отпустили домой для устрашения Руси. В 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор, который был за­креплён браком сына Ярослава Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха. Ярослав Мудрый стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков. Сам он был женат на дочери шведского короля. Свою сестру от­дал в жёны польскому королю Казимиру. Сын Яро­слава Изяслав взял в жёны сестру Казимира Герт­руду. Дочь Ярослава Анна стала супругой француз­ского короля Генриха I. Другая дочь стала королевой Венгрии. Третья дочь — Елизавета была выдана замуж за норвежского принца Гарольда Грозного, ко­торый впоследствии стал королём. После гибели му­жа Елизавета вышла замуж за датского короля. При дворе Ярослава одно время жили сыновья англий­ского короля. 5. Формирование древнерусской народности. В конце X века было закончено объединение всех вос­точных славян в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое славянское племя должно было не только платить ему дань, но и участ­вовать в общегосударственных делах. Совершая во­енные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В та­ких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гор­достью заявляли: «Мы из рода русского». С таким настроением они возвращались к себе домой. Наи­более отважные и доблестные воины (на Руси их на­зывали витязями, богатырями) принимались в кня­жескую дружину. В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строи­лись лодки для княжеского флота и купеческих караванов. Затем они сплавлялись водой к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славян­ских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. Принятие христианства, вера в единого Бога ещё больше сплотили населе­ние, проживающее на территории Древнерусского государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древляна­ми, кто с родимичами, они стали считать себя еди­ным целым. Так постепенно складывается древне­русская народность. 6. Земельные отношения. Основные слои древне­русского населения. Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину. Стали появляться и феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья. Они при­сваивали себе пустующие земли, «сажали» на них пленных, превращая их в своих работников. Князья сооружали в личных владениях хоромы, хозяйствен­ные постройки. Разбивали сады и огороды, строили конюшни, заводили места для рыбной ловли, охот­ничьи угодья. Для управления собственным хозяй­ством назначали специальных людей — управителей. Такие же владения появляются у ближайших род­ственников князя. Князья стали жаловать земельные владения и своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины — наследственные зе­мельные держания. Но верховным собственником, т. е. распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать её за различные провинности и передать другому. Однако, в отличие от Западной Европы, феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно. Перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали состав­лять единое общество. Тем не менее древнерусское общество подразделялось на определённые катего­рии, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди. Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на стар­шую — бояр, которые выполняли важнейшие пору­чения князя, и младшую. Старшие и младшие дру­жинники, а также люди, занимавшие выборные долж­ности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусско­го общества. Основной частью населения Древнерусского го­сударства были свободные земледельцы, объединён­ные в общины, — люди, а также смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закупы — ра­зорившиеся общинники, пошедшие в долговую каба­лу за ссуду (купу), проценты с которой они отраба­тывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также ря­довичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на опре­делённых условиях. Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они рабо­тали на земле князей и владельцев вотчин. Число ра­бов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Холопами становились не выполнившие обяза­тельства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом. И всё же, несмотря на появление знатных и за­висимых, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных людей, ко­торые платили дань и несли повинности в пользу государства. Таким образом, время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Он уделял много внимания внутрен­ним делам в государстве, положил начало русско­му письменному законодательству. Князь значительно расширил и укрепил грани­цы Руси, положил конец набегам печенегов, укре­пил международный авторитет Руси. В процессе укрепления Древнерусского государства происхо­дит складывание древнерусской народности. В то же время на Руси очень медленно шло формирование феодальной земельной собствен­ности, большинство населения составляли свобод­ные люди.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: