1. Борьба за власть сыновей Владимира. Владимир по примеру отца отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они проводили там его политику. Таким путём он рассчитывал усилить свою власть и укрепить единство державы. Любимыми сыновьями Владимира были Борис и Глеб. Князь Владимир явно желал передать Борису после себя Киевское княжество. Это очень не нравилось двум старшим сыновьям князя — Святополку и Ярославу. Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отправленный Владимиром в Новгород. В 1015 году он отказался посылать дань в Киев. Разгневанный Владимир приказал собирать войско для похода на мятежного сына. Ярослав в свою очередь призвал па помощь наёмные варяжские отряды. И только смерть Владимира летом 1015 года помешала столкновению отца с сыном. Когда умирал Владимир, Бориса не было в Киеве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка было немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного соперника, а также от брата Глеба, подослав к ним тайных убийц (Борис и Глеб впоследствии Русской православной церковью были причислены к лику святых). Позже Святополк организовал убийство ещё одного брата — Святослава, правившего в древлянской земле. За свои ужасные преступления Святополк был прозван в народе Окаянным. Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев, во главе наёмной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка. Тот призвал на помощь печенегов. Войска киевского и новгородского князей встретились поздней осенью 1016 года у городка Любеч и почти три месяца простояли на разных берегах Днепра, осыпая друг друга насмешками. Ярослав первым переправился через Днепр и внезапным ударом разбил киевлян. Святополк бежал к отцу своей жены (тестю) — польскому князю Болеславу Храброму. В 1017 году Ярослав вступил в Киев и занял княжеский престол. Болеслав Храбрый, стремившийся расширить свои владения, увидел подходящий для этого случай. В 1018 году он пошёл вместе со Святополком на Ярослава и разбил его войско. Овладев Киевом, Болеслав не возвратил его Святополку, а стал править сам. Униженный князь начал подстрекать киевлян выступить против поляков. Болеслав был вынужден вернуться в Польшу. В Киеве вновь утвердился Святополк. В 1019 году по настоянию новгородцев, не желавших платить дань Киеву, Ярослав опять выступил против Святополка и одолел его. Святополк попытался найти приют в Польше, но по дороге умер. Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал ещё один сын Владимира — Мстислав, княживший в Тмутаракани. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси. Кровавая усобица между сыновьями Владимира Святославича показала, что объединение Руси оставалось непрочным, что некоторые земли по-прежнему стремились к отделению от Киева. Этим настроениям поддавались и сыновья Владимира, поднявшие оружие друг против друга. 2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Избавившись от претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своём государстве. Время княжения Ярослава (1019—1054) стало эпохой расцвета Древнерусского государства. Князь многое сделал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви (в том числе выдающиеся соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде), открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нём был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, «днём и ночью», хорошо знал Библию. За это он получил в народе прозвище Мудрого. Стремясь установить порядок и законность в своём государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) законов, который получил название Правда Ярослава. Этот документ предусматривал строгие наказания за драки, убийства, телесные повреждения, оскорбления, обман и т. п. Правда Ярослава сохранила ещё пережитки родового строя, в частности право кровной мести родственников за убитого человека. Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства. 3. Управление государством при Ярославе Мудром. При Ярославе сложились более чёткие правила управления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы называли князя Ярослава самовластцем. Теперь он был уже не первым среди других князей, а полноправным правителем страны. Киевский князь издавал законы, был высшим судьёй и главным защитником Русской земли. Он определял взаимоотношения с другими странами, т. е. внешнюю политику. Киевский престол, или, как тогда говорили, стол, после смерти князя передавался по старшинству, т. е. старшему в княжеском роду. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто нарушался. В распоряжении киевских князей была мощная военная сила — дружина. Дружинники помогали князю судить, управлять его хозяйством, вести переговоры с другими государствами. Дружина, которая прежде выполняла в основном воинские обязанности, вместе с князем стала управлять государством. Киевский князь правил при помощи сыновей, которых он отправлял в качестве своих наместников в крупнейшие земли (волости). Такой местный князь имел собственную дружину, обладал в волости большими правами, но он не имел права передавать свою власть по наследству. Князья время от времени перемещались от одного княжеского стола к другому. В городских центрах сохранялись вечевые традиции. Вече, на которое сходились все свободные люди, ведало вопросами войны и мира, решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы. Вече вторгалось в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, оно могло пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному от ворот поворот. Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей веча, так как в его распоряжении находилось народное ополчение — основа военной организации Древнерусского государства. 4. Внешняя политика Ярослава Мудрого. В отношениях с другими государствами Ярослав стремился продолжить дела своего отца и деда — Владимира и Святослава. Он укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости. В 1036 году под Киевом русские войска во главе с князем наголову разбили печенегов, после чего степняки перестали совершать набеги на Русь. Ярослав расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ. В 1030 году он утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера и построил там город Юрьев (своё второе имя — Юрий — киевский князь получил при крещении). В 1041 году Ярослав заключил союзный договор с польским королём. В 1043 году произошло последнее военное столкновение Руси с Византией. Поход туда был неудачным. Налетевший шторм разметал и потопил часть русских кораблей. Воины, выбравшиеся на сушу, попали в плен. Византийцы ослепили их и отпустили домой для устрашения Руси. В 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор, который был закреплён браком сына Ярослава Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха. Ярослав Мудрый стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков. Сам он был женат на дочери шведского короля. Свою сестру отдал в жёны польскому королю Казимиру. Сын Ярослава Изяслав взял в жёны сестру Казимира Гертруду. Дочь Ярослава Анна стала супругой французского короля Генриха I. Другая дочь стала королевой Венгрии. Третья дочь — Елизавета была выдана замуж за норвежского принца Гарольда Грозного, который впоследствии стал королём. После гибели мужа Елизавета вышла замуж за датского короля. При дворе Ярослава одно время жили сыновья английского короля. 5. Формирование древнерусской народности. В конце X века было закончено объединение всех восточных славян в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое славянское племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского». С таким настроением они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины (на Руси их называли витязями, богатырями) принимались в княжескую дружину. В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов. Затем они сплавлялись водой к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. Принятие христианства, вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживающее на территории Древнерусского государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с родимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывается древнерусская народность. 6. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения. Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину. Стали появляться и феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья. Они присваивали себе пустующие земли, «сажали» на них пленных, превращая их в своих работников. Князья сооружали в личных владениях хоромы, хозяйственные постройки. Разбивали сады и огороды, строили конюшни, заводили места для рыбной ловли, охотничьи угодья. Для управления собственным хозяйством назначали специальных людей — управителей. Такие же владения появляются у ближайших родственников князя. Князья стали жаловать земельные владения и своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины — наследственные земельные держания. Но верховным собственником, т. е. распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать её за различные провинности и передать другому. Однако, в отличие от Западной Европы, феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно. Перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Тем не менее древнерусское общество подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди. Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества. Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, — люди, а также смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях. Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом. И всё же, несмотря на появление знатных и зависимых, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства. Таким образом, время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству. Князь значительно расширил и укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси. В процессе укрепления Древнерусского государства происходит складывание древнерусской народности. В то же время на Руси очень медленно шло формирование феодальной земельной собственности, большинство населения составляли свободные люди. |
|
|
|
|
|
|
|
|