Общественно-политическая и культурная мысль таджикского народа во второй половине XIX – начале XX вв

План

  1. Источники коренных изменений в общественно-политической и культурной мысли таджикского народа.
  2. Просветительские взгляды А. Дониша и зарождение просветительства.
  3. Источники формирования движения джадидов.
  4. Деятельность джадидов в Туркестанском крае
  5. Деятельность джадидов в Бухарском эмирате

Завоевание Ц.А Россией изменило отн-е прогрессивных мыслителей Мав-нахра по отн-ю к власти и культурной жизни в крае. Северные районы включенные в состав Туркестанского ген-губ. Включились в новые соц-эконом. Отношения где развивалась перерабатывающая промышленность. Оно обусловило зарождение новых капиталистических производственных отношений и властных структур и более прогрессивным обществом. Создание новых русско-туземных школ, открытие библиотек, типографий, распространение газет и театров послужило толчком к пересмотру традиционных устоев общества. Если раньше критерием образованности являлись религиозные знания(араб яз. и ислама) то теперь знание русского языка и светских наук становилось главным для местной интеллигенции в обществе. Вместе с тем, одна часть интеллигенции не хотела изменений традиционных устоев общества и покидала край эмигрировав в исламские государства, а др. часть мыслителей к которому относились таджикские просветители Дониш, Савдо, Возех, Шохин Сахбо, Хайрат и др. просветители узбекского народа поэты Фуркат, Хамза, Хакимзаде Ниези приняли новшества положительно. Просветители в своих произведениях призывали народ к просвещению, созданию новометодных школ, в кото-х изучали бы все современные науки.

2. Основоположник просветительства (маорифпарвари) Ахмад Махдуми Дониш (1826-1897гг) кот-й служил во дворце эмира Бухары в качестве секретаря и вместе с посольством 3 раза побывал в г. Санкт- Петербурге был первым среды мыслителей который стал критически изобличать недостатки эмирского двора и бухарского общества. Он написал свое известное произведение «Наводир-ул-Вакое»(Невероятные происшествия) и исторический труд под названием «Рисолаи таърихи». В своих произведениях Дониш критикует отсталый, феодальный строй и его порядки, показывает недостатки в правлении эмира Бухары и призывает провести реформы в гос-ве. Создание новых школ, где бы изучали светские науки наряду с исламскими науками, считал выходом из вековой отсталости края. Просвещение населения и реформы в государстве были главными требованиями в наследии А. Дониша.

Просветительские идеи А. Дониша впоследствии были подержаны передовыми мыслителями эмирата. Таджикские просветители Корирахматуллои Возех, Абдулкодирходжаи Савдо, Тошходжаи Асири, Саидхасанхуджаи Аджзи, Шамсиддини Шохин, Дилшоди Барно, Сахбо, Хайрат, и др. в конце XIX столетия в своих произведениях призывали провести реформы. В результате изменений в мышлении местной интеллигенции в Туркестанском крае и Бухарском эмирате в конце Х1Х в. сформировалось социально-политическое движение реформаторов под названием джадидов («ратующие за новшества»). Джадиды вначале выступали как культурно-просветительское движение, затем цель движения получила социально- политическую направленность.

3. В конце Х1Х – начале ХХ вв. в Средней Азии образовалось новое социально- политическое движение джадидов. В начале ХХ в. к этому движению, примкнули молодые образованные люди из числа студентов закончивших медресе, учителей, торговой буржуазии, которая побывала в России и Турции. Они также были известны в Бухаре, как «младобухарцы», которые боролись против реакционного духовенства так называемых «кадимов» или «кухнапарастов»(консерваторов).

Главными источниками возникновения движения стали:

1) Просветительские идеи А. Дониша и др. среднеазиатских просветителей, которые нашли отклик у интеллигенции.

2) Распространение идеологии татарских джадидов из Крыма и Казани среди местных татар и узбеков.

3) Социально-экономические изменения в крае и проникновение капиталистических производственных отношений, появление национальной торговой буржуазии.

4)Распространение в Туркестане и Бухаре газет и журналов на русском, тюркском и татарском языках, где освещались революционные идеи.

4. Первая организация джадидов в Туркестанском крае возникла в г. Самарканде, его возглавляли поэты Махмудходжа Бехбуди и Абдукодир Шакури. В 1901 году А. Шакури в Самарканде создал первую таджикскую новометодную школу и написал первый учебник «Рохбари савод» - азбуку на фарси. В Ташкенте крупный торговец Мунавар Кори(Абдурашидов) также создал местную организацию джадидов. И новометодную школу для детей где преподавались гуманитарные и естествен науки. До 1911 года в Туркестане было создано 68 новомет. школ в том числе 7 школ в Худжандском уезде. Одновременно джадиды начали издавать свои газеты. В 1913-14 гг. под редакцией М. Бехбуди издавалась газета «Самарканд» и журнал «Оина»(1913-1915) на 2-х языках. В Ташкенте и Фергане издавались газеты «Таракки». «Туджор», «Хуршед», «Шухрат»(1906-1908), «Садои Туркистон», «Осиё»(1913-1915) и др., где публиковались новости о жизни Туркестанского края и статьи джадидов. Они оказали влияние на развитие рев. движения грамотной части населения. Вместе с тем, в Туркестане распространялись, и газеты татарских и тюркских панисламистов и пантюркистов которые проповедовали идеи создания единого исламского халифата и тюркоязычного государства во главе с Турцией. Эти идеи были популярны среди лидеров джадидов Туркестана и талибов медресе.

5. В эмирате первая организация джадидов под названием «Тарбияи атфол» (Воcпитание детей) образовалась 1 декабря 1910 года в г. Бухаре. В организации вначале состояли литераторы Мирзоабдулвохид Мунзим, Садри Зиё, Садриддин Айни и др. всего 28 членов.

Джадиды ставили следующие задачи: 1. Просвещение – ликвидация безграмотности населения, введение новометодных школ, издание учебников и газет; 2.Защита интересов населения – разъяснение населению пагубной власти в эмирате, критика произвола чиновничества и раскрытие реакционной сущности духовенства. 3. Укрепление единства мусульман – путем разъяснения и прекращение распрей среди мусульман суннитов и шиитов. 4. Свобода торговли – устранение препятствий в строительстве дорог, мостов и торгово-закупочных бирж. 5. В области недвижимости – введение новых законов о неприкосновенности собственности и распределения воды для хозяйств и др эконом реформы. Джадиды начали свою деятельность с создания новометод школ в Бухарском эмирате число которых к 1914 году достигло 45. Первая школа в Бухаре была образована ещё в 1902-03 гг. купцами таджиком Мулло Джурабоем и татарином Каиновым. В 1908 году свою школу открыли поэты Айни и Мунзим, где обучались 12 учеников. Они также организовали вечернюю школу для юношей где ежедневно проводились занятия. Были написаны первые учебники «Тартиб-ул Курон» и Тахзиб-ус- сибён»(Воспитание юношества) которые были изданы в г. Оренбурге. Однако, 25 сентября 1909 г. все они были запрещены по указанию Казия(судьи).

11 марта 1912 го. По инициативе купцов М.Мансурова (отец А. Мухиддинова впоследствии руководителя Тадж ССР) и М. Хакими была издана первая таджикская газета «Бухорои Шариф»(Священная Бухара) редактором которой был Мирзоджалол Юсуфзода. Газета с перерывами издавалась до 2 января 1913г. всего было издано 153 номера. Джадиды Бухары подвергались жесткому преследованию со стороны властей эмирата и реакционного духовенства, поэтому их организация и новометодные школы действовали полуподпольно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: