Составитель: Бышляго Сергей Анатольевич
Подготовлено к печати Г. А. Никифорова
Подписано в печать 11.03.2008. Формат 60х84 1/16.
Печать трафаретная. Усл. печ. л. 0,9. Уч.-изд. л. 0,5.
Тираж 200 экз. Поз. 18. Заказ 48.
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Иркутского государственного университета
664003, Иркутск, бульвар Гагарина, 36; тел. (3952) 24-14-36
Данный курс представляет собой продолжение и является составной частью курса социальной психологии, в котором освещаются наиболее общие закономерности социального поведения человека, специфики его реагирования в условиях больших и малых социальных групп. Исторически социальная психология как наука получила свое развитие именно благодаря изучению производственной деятельности людей в условиях организаций, которые в наибольшей степени представляют формальные группы. Законы развития общества опираются на развитие промышленного производства и деловой сферы, которые представляют собой в сублимированном виде человеческие отношения в условиях четко определенной системы целеполагания, ориентированной на реализацию такого ведущего вида деятельности человека, как трудовой.
|
|
Курс охватывает наиболее значимые, с точки зрения руководителя, вопросы жизни организации, на которую оказывает влияние так называемый «человеческий фактор». Это и кадровая политика, связанная с подбором, диагностикой, карьерным ростом сотрудников, с определением наиболее эффективных рычагов активизации их потенциала, ориентированная на специфику потребностно-мотивационной сферы; это и учет специфики корпоративной культуры с психологически операционализируемыми ее параметрами. В рамках психологии управления рассматриваются закономерности передачи управленческой информации по иерархическим организационным уровням и специфические коммуникационные барьеры, искажающие содержание этой информации. Рассмотрена относительно новая для психологии технология и специфика деловых переговоров, как между коллегами, так и с представителями внешнеорганизационной среды. Кроме того, в рамках управленческого процесса, рассматриваются аспекты межличностных и межгрупповых конфликтов, возникающих внутри организации. В теоретическом разделе упор делается на освещение основных управленческих функций, таких как организация, планирование, контроль, мотивация и процесс принятия управленческих решений.
Курс составлен в ключе так называемой эмпирической, или консультативной школы в психологии управления, где упор делается на диагностику и учет специфических проблем конкретных организаций с определением стратегии и тактики повышения эффективности их функционирования.
|
|
Цель курса: освоение основных теоретических положений психологии управления в рамках современных организаций.
Задачи курса:
1. Введение студентов выпускного курса факультета психологии в систему понятий и категорий психологии управления.
2. Формирование мышления психолога-практика, ориентированного на консультативную работу в современных организациях.
3. Обучение первичным консультативным навыкам по работе с диагностикой и коррекцией управленческих проблем.
4. Формирование комплексного, междисциплинарного подхода к социально-психологическим вопросам на примерах конкретных организаций.
Объем курса рассчитан на 18 часов лекционных и 18 часов семинарских занятий. В процессе обучения предполагается активная самостоятельная работа студентов, включающая в себя литературный поиск, умение сформулировать задачу в рамках заданной темы и выполнение прикладных задач.
Итоговый контроль знаний студентов – экзамен.
В методической разработке приводятся:
§ Примерный тематический план, в котором отражена последовательность аудиторного и самостоятельного изучения тем курса.
§ Содержание каждой изучаемой темы с указанием литературных источников.
§ Примерный план семинарских занятий.
§ Примерные вопросы для закрепления знаний и самоконтроля.
§ Список основной и дополнительной литературы.
Структура и содержание курса строятся в соответствии с программами подготовки психологов-практиков. Для основательной теоретической профессиональной подготовки необходима глубокая самостоятельная работа с литературными источниками и отработка практических навыков в условиях организаций.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА
Название темы | Кол-во часов | |
Лекции | Семинары | |
Тема 1. Психология управления: основные школы и направления. Круг рассматриваемых проблем | ||
Тема 2. Социально-психологическая реальность в организации и характеристики «человеческого фактора» | ||
Тема 3. Личность руководителя. Рычаги управления – лидерство и руководство | ||
Тема 4. Основные функции управления | ||
Тема 5. Мотивация организационного человека | ||
Тема 6. Коммуникативный процесс в организации | ||
Тема 7. Психология деловых переговоров | ||
Тема 8. Функции планирования, принятия управленческих решений и управленческого контроля | ||
Тема 9. Организационная культура и ее диагностика | ||
Тема 10. Силовые отношения в организации | ||
Тема 11. Нововведения в организации | ||
ИТОГО |