Тема 2. Социально-психологическая реальность в организации и характеристики «человеческого фактора»

Рабочая группа как разновидность малой социальной группы. Параметры группы: композиция, структура, групповые нормы и ценности, система санкций. Специфика организационного контекста. Стереотипы и социально-психологические феномены в организации. Проблема групповой сплоченности и командообразование.

Система самосознания «организационного человека», механизмы и условия ее формирования по Р. Л. Кричевскому, Т. Шибутани, Р. Бернсу. Система целеполагания и уровень притязаний человека в трудовой деятельности (А. Л. Свенцицкий, А. И. Китов).

Проблема оптимального социально-психологического климата в рабочей группе и организационного дистресса (Г. Селье,
В. Зигерт, Л. Ланг). Коррекционная работа руководителя с подчиненными (М. Аргайл, Р. Левинсон, М. Граф).

Тема 3. Личность руководителя. Рычаги управления –
лидерство и руководство

Проблема критериев эффективного руководителя. Концепции А. И. Китова, М. Шоу. Биографические характеристики, способности и черты личности.

Категории «лидерство» и «руководство» в социальной психологии, критерии отличий (по Б. Д. Парыгину). Три направления в разработке проблемы лидерства – теория врожденных черт (Берд, Росс, Стогдилл), теория лидерства как функции группы (Левин, Аргайл), теория лидерства как функции ситуации (Триплет, Крачфилд).

Руководство, определение понятия, соотношение терминов «метод руководства» и «стиль руководства» (Б. Д. Парыгин,
В. В. Новиков). Подходы к изучению феномена руководства. Классическая классификация стилей руководства К. Левина, «управленческая матрица» Р. Блейка и Д. Мутона, типология руководителей Т. Коно, «вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлера.

Тема 4. Основные функции управления

Организация, ключевые параметры (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури). Ресурсы, распределение труда по вертикали и по горизонтали.

Организация как система отношений: силовые отношения, деловые отношения, социоэмоциональные отношения и отношения при ведении переговоров (модель У. Мастенбрука).

Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Сквозные функции управления: коммуникация и процесс принятия управленческого решения (Р. Фалмер). Взаимосвязь и системный характер реализации функций в управленческой деятельности руководителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: