Эта линия была еще более усилена в ходе начавшейся в 1948 г. кампании борьбы с космополитизмом. СССР вновь оказался в идеологической и культурной изоляции от остального мира

Литература. Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в "Повести о настоящем человеке" Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского "Дом у дороги", романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия", повести В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда".

Главный литературный герой этих лет прошел войну и возрождал мирную жизнь. Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы "Кружилиха" В. Ф. Пановой, "Дни нашей жизни" В. К. Кетлинской, "Первые радости" К. А. Федина. В популярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал роман о Сибири "Строговы". О неразрывной связи человека и природы писал в романе "Русский лес" Л. М. Леонов.

Яркие произведения были созданы писателями союзных и автономных республик СССР. В трилогии "Хлеб и соль", "Кровь людская - не водица", "Большая родня" украинский писатель М. А. Стельмах показал путь украинского крестьянства от революции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Белорусский поэт Я. Кол ас написал поэму "Хата рыбака". Начиналась яркая биография выдающихся национальных поэтов: Р. Г. Гамзатова (Дагестан), К. Ш. Кулиева (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Н. Кугультинова (Калмыкия) и др.

Усиливался партийный контроль за содержанием литературного творчества. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором резкой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова, названные "пошляками и подонками литературы". Журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство. Главным итогом "борьбы за чистоту литературы" явилось закрытие ряда журналов, запрещение многих произведений, репрессии против их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.

Театр и кино. Наметившееся в годы войны обращение к историческим традициям народов СССР, чувствам и переживаниям людей после ее окончания подвергалось критике. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", в котором осуждались "идеализация жизни царей, ханов, вельмож", "внедрение в репертуар пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль" и потакание "обывательским вкусам и нравам". В постановлении говорилось: "Многие драматические театры не являются на деле рассадниками культуры, передовой советской идеологии и морали. Такое положение дел… не отвечает интересам воспитания трудящихся и не может быть терпимо в советском театре".

Было приказано расширить количество пьес, "посвященных пафосу борьбы за коммунизм". Однако создать такие пьесы "на заказ" было делом не простым и удач было не так много. Одним из ярких спектаклей послевоенной поры стала "Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова (Московский театр Сатиры). Особое звучание имели постановки о только что окончившейся войне - "Молодая гвардия" (по роману А. А. Фадеева), "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: