Народное образование и наука в XIX в

В начале XIX в. императором Александром I был предпринят ряд мер по развитию системы народного образования. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, введен план развития среднего и высшего образования. Все учебные заведения делились на 4 ступени: церковно-приходские одноклассные училища; уездные двухклассные училища; губернские четырехклассные гимназии; университеты Последним была предоставлена широкая автономия с правом выбора ректора, деканов, профессоров.

Дальнейшее развитие системы народного образования происходило в период правления Александра II. Согласно законам 1864 г. была расширена сеть учебных заведений, и таким образом детям всех сословий и вероисповеданий, хотя и за довольно высокую плату, стало возможным получить образование. В 1858 г. появились женские гимназии, а в 1860–1870 гг. – высшие женские курсы с университетской программой обучения.

Указанные меры способствовали общему повышению уровня грамотности населения. Если в начале века только 1 % помещичьих крестьян были грамотными, то в 1897 г. средний уровень грамотности составил 21,1 %. К концу XIX в. в России действовало 63 высших учебных заведения, около 600 гимназий, более 500 публичных библиотек.

Развитие русской науки в XIX в. было связано с именами как выдающихся ученых, так и талантливых самоучек. Среди последних следует выделить отца и сына Черепановых, создавших на Урале железную дорогу с паровой тягой (1834).

Центрами научной мысли в России XIX в. стали Академия наук, университеты, а также многочисленные вновь созданные научные общества (Общество истории, Археографическая комиссия, Русское географическое общество и т. п.). Значительный вклад в развитие точных наук внесли Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, СВ. Ковалевская (математика) Б.С. Якоби, П.Н. Яблочков (физика). Во второй половине XIX в. были запатентованы изобретения А.С. Попова (радио), А.Ф. Можайского (самолет), К.Э. Циолковского (основоположник освоения космоса). Значительных успехов достигла отечественная медицина: Н.И. Пирогов впервые стал оперировать с применением эфирного наркоза; СП. Боткин основал ряд новых научных направлений. Благодаря выдающимся географам П.П. Семенову Тян-Шанскому и Н.М. Пржевальскому были сделаны описания Центральной и Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока. Н.Н. Миклухо-Маклай внес значительный вклад в изучение народов Юго-Восточной Азии, Австралии и островов Тихого океана.

Историческая и философская науки выдвинули ряд блестящих ученых: СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, B.C. Соловьева, К.Н. Леонтьева и др.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО РОССИИ В XIX в.

К XIX в. относится формирование русского литературного языка, основателем которого считается А.С. Пушкин.

Творившие на протяжении XIX в. русские поэты и писатели Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов. Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский внесли значительный вклад в сокровищницу мировой литературы.

К памятникам архитектуры XIX в. относятся Казанский и Исаакиевский соборы, здание Главного штаба в Петербурге, Храм Христа Спасителя в Москве.

Монументальная скульптура представлена памятниками Пушкину, Минину и Пожарскому в Москве, М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли в Петербурге.

Выдающиеся российские архитекторы и скульпторы А.Н. Воронихин, К.И. Росси, К.А. Тон, П.К. Клодт. М.М. Антокольский внесли значительный вклад в мировое искусство.

В живописи наряду с художниками академической школы (К.П. Брюллов, А.А. Иванов) появляются новые имена. В 1870 г. по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В.Г. Перова в Петербурге организуется Товарищество передвижников, ставившее целью приблизить искусство к народу, привлечь российскую глубинку к культурной жизни столиц.

Становление русской национальной музыкальной школы связано с именем М.И. Глинки, автора романсов и симфонических произведений, а также опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».

Главными театрами страны в XIX в. были Малый и Александрийский. Однако с отменой монополии казенных театров (1882) появилось много трупп, гастролировавших по всей России.

Среди наиболее видных деятелей театрального искусства конца XIX в. актеры П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, режиссеры В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский.

43.

43. Осложнение международной обстановки. После Второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР, внёсшего наибольший вклад в разгром фашизма, значительно выросли. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. с 52. Влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма. В этих странах к власти пришли представители коммунистических и рабочих партий. Они провели национализацию промышленности, аграрные преобразования, установили демократические свободы. В этих странах установился режим народной демократии. Между СССР и этими государствами были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи. Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма.
СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация.

Холодная война — глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация в период 1947–1991 гг. между СССР и союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой. Начало «холодной войны» было ознаменовано речью английского правителя Черчилля, произнесенной в Фултоне в марте 1946 года. Своей первоочередной задачей правительство США ставило достижения полного военного превосходства американцев над русскими. Свою политику США стали претворять в жизнь уже в 1947 году путем внедрения целой системы ограничительных и запрещающих мер для СССР в финансовой и торговой сферах. Кратко говоря, Америка хотела победить Советский союз экономически. Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

44.

44. Культурная жизнь в стране в первые десятилетия XX века. Мировое значение русской культуры серебряного века.
Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры. Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым.
Просвещение: Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз. Расширялась сеть школ. Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. Расширилась сеть высших учебных заведений. Это позволило повысить уровень грамотности населения. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты. Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России.

Наука: В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Начало XX века - время расцвета российской исторической науки. Еще были популярны научно-технические общества. Они объединяли ученых, практиков, любителей-энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные субсидии. Эти общества не только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.

Литература: С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни. А.П.Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения. В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С.А.Есенин, Н.А.Клюев, С.А.Клычков. После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Русская художественная культура испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции.

Живопись: Так же, как и близкие им по духу литераторы-модернисты, мирискусники отказывались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к "чистой красоте" -совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. Хочется упомянуть талантливых художников, таких как А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Л.С.Бакст. "Мир искусства" оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела. В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием "Голубая роза", в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.) Ряд крупнейших мастеров - В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

Архитектура: Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определи теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. Вначале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра, гостиница «Метрополь» и др. Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал,Музей изобразительных искусств и здание Госбанка — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

45.

45. Становление нового общества начинается уже после второй мировой войны, когда в западных странах и в СССР закладывается основа для научно технической революции. Её последующее развитие привело к значительным переменам в мире - в материальном производстве, науке, культуре, политике, социальном положении людей и международных отношениях. Основными чертами постиндустриальной экономики являются увеличение роли информации и знаний в мире, а также разработка наукоемких производств, господство информационных технологий и рост сферы услуг. Меняется роль человека в экономике. Человек – это личность, имеющая собственные интересы и мотивации. И успешными являются личности не просто с высшим образованием, хотя, несомненно, образование – это необходимый элемент современного общества, а люди творческим или аналитическим мышлением, способны обрабатывать поступающую информацию и привносить в свое дело что-то новое. Можно выделить несколько тенденций в современной постиндустриальной цивилизации:

Во-первых, интернационализация экономики: происходит развитие международных компаний, мировых рынков товаров, капиталов и рабочей силы, формируются рынки информации и научно-технических услуг. В современном постиндустриальном обществе наблюдается межгосударственная интеграция национальных хозяйств.

Во-вторых, остро встал вопрос о глобальных проблемах человечества. Эти проблемы несут не локальный, а планетарный характер. Их решение является приоритетной задачей современного мира, поскольку они угрожают существованию нашей цивилизации.

Что касается постиндустриального общества в России, то путь становления очень долгий и сложный. Можно выделить технологические, экономические и социальные проблемы отставания в России.

Технологические проблемы:

низкая доля высокотехнологических продуктов в экспорте;

в стране практически не создаются, чаще закупаются информационные технологии.

Экономические проблемы:

значительная часть естественного производства не ориентирована на внутренний рынок;

экспорт преимущественно сырьевой (углеводородное сырье и нефтепродукты), что, во-первых, истощает запас ресурсов, а во-вторых, повышает импорт промышленных товаров;

дефицит производственных инвестиций;

труд традиционно низкого качества;

поступающими от экспорта средствами распоряжаются очень неэффективно.

Социальные проблемы:

деградация фундаментальной науки и образования;

сравнительно низкий ВВП на душу населения;

сложная демографическая ситуация: отрицательные естественный прирост населения и низкая средняя продолжительность жизни;

низкие расходы на образование и здравоохранение;

низкие инвестиции в человеческий капитал.

Происходили изменения в сфере худож. культуры. В лит-ре и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм(много мнений) и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в лит-ре и искусстве. Соц-экономич. реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в РФ насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: