Превращение США в первую индустриальную страну мира. Изменение промышленной структуры

В конце XIX — начале XX вв. база быстрого индустриального роста США (обеспечение полной свободы экономической дея­тельности в результате Гражданской войны, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.) была дополнена огромным притоком рабочей силы. Аграрное перенаселение, войны, еврейские погромы — все это вызывало усиленный приток иммигрантов из Европы. В Америку на рубе­же веков переселились миллионы людей не только самых бед­ных, но и самых энергичных, настойчивых, волевых, не боя­щихся никакого труда. За XIX в. население Европы выросло в два с небольшим раза, а США — в 14 раз.

Защита американской промышленности от конкуренции им­портных товаров высокими таможенными тарифами (в конце XIX в. средний их уровень достигал 75% стоимости ввоза) соче­талась с полной свободой импорта иностранного капитала, ко­торый составил значительную часть американских промышлен­ных инвестиций.

Перед Первой мировой войной 2/3 валового национального продукта США принадлежали промышленности и строитель­ству (в основном железнодорожному). К XX в. уже были постро­ены четыре трансконтинентальные железнодорожные линии. Сдви­ги в самой структуре промышленного производства прежде все­го проявились в более высоких темпах развития тяжелой про­мышленности. В начале XX в. в Америке — впервые в истории мирового экономического развития — было достигнуто превы­шение удельного веса тяжелой промышленности в общей про­мышленной продукции (другие страны достигли этого только перед Второй мировой войной). Но и структура тяжелой про­мышленности изменилась довольно серьезно — появились и стали быстро развиваться вызванные к жизни научно-техническим прогрессом новые отрасли — нефтяная, автомобильная, алю­миниевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые. С распространением электричества освети­тельная функция керосина очень существенно сократилась, од­нако спрос на нефтепродукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой компенсировали упадок производства керо­сина. Причина состояла в быстром росте автомобилестроения: в 1902 г., когда на американских дорогах ходило только 23 тыс. автомобилей, продажа бензина составила всего около 6 млн. баррелей (1 баррель — 0,11 т.), а в 1912 г., когда американский автопарк превысил 1 млн. машин, спрос на бензин составил 20,3 млн. баррелей; еще через 2 года бензина в стране было про­дано больше, чем керосина. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, изменил не только жизнь американс­кого населения, сделав его исключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой (инфраструктурой автопарка) ведущее место (независимо от того, где добывается и откуда поступает сырая нефть).

Перед Первой мировой войной мощность американских электростанций составляла более 5 млн. кВт, а английских, немец­ких и французских вместе взятых — около 3 млн. кВт. На каждо­го американского рабочего в это время приходилось в 4,5 раза больше механической энергии, чем на одного английского ра­бочего.

Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего — по­точного метода — производство движется от сырья до готового изделия, нигде he поворачивая назад. При этом особую роль иг­рает сборка узлов и агрегатов на конвейере (первое применение конвейера на автозаводе Форда в 1913 г. дало поразительные результаты: сборка магнето автомобильного мотора заняла все­го 5 минут вместо 20).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: