Сравнительный анализ представлений студентов о собственной группе на разных этапах обучения

Представления студентов о собственной группе мы рассматриваем в зависимости от стадии обучения в ВУЗе. Для исследования были использованы разные группы с 1 по 5 курс, находящиеся на данном этапе обучения на момент проведения исследования.

Рассмотрим содержание представлений студентов о собственной группе «1 курс», они содержат следующие характеристики: эмоциональная(6,94±0,2), веселая (6,89±0,2), дружелюбная (6,65±0,2), поддерживающая (6,56±0,2), громкая (6,32±0,3), успешная (6,32±0,2), продуктивная (6,18±0,2), понимающая (6,15±0,2), довольная (6,13±0,2), участие в делах группы (6,11±0,3), легкая в общении (6,11±0,3), интересная(6,11±0,3), открытая (6,01±0,3), неконфликтная (5,99±0,2), яркая(5,98±0,3), ответственная (5,98±0,2), сотрудничающая (5,97±0,3), дисциплинированная (5,90±0,2), уважающая (5,89±0,2), терпимая(5,87±0,2), увлеченная (5,86±0,2), заинтересованная (5,66±0,2), искренняя (5,45±0,2), доверяющая (5,37±0,2), активная (5,22±0,9), разрозненная (4,59±0,3), требовательная (4,41±0,2).

Рис.2.2.1. Результаты исследования социальных представлений о собственной группе в группе «1 курс».

Группа предтвляется как наиболее эмоциональная, четко показывающая специфику первого курса – это высокоразвитая эмоциональная сторона. Под эмоциональной стороной мы понимаем такие показатели как: веселая, дружелюбная, громкая, легкая в общении, интересная, открытая, яркая и активная. Все эти показатели говорят о хорошем отношении членов группы не только друг к другу, но и к другим коллективам. Продуктивность группы характеризуется такими показателями, как: успешная, продуктивная, участие в делах группы, ответственная, сотрудничающая, дисциплинированная и заинтересованная. Это указывает на преобладающий мотив учения, т.к. ребята пришли только из школы, где главное требование – дисциплина и хорошая успеваемость, а другие мотивы и внеурочная активность не всегда поощряется, поэтому низки показатели увлеченная и активная.

Показатель разрозненная, обусловлен еще не сформировавшейся полноценной группой, т.к. на первом курсе только начинает формироваться групповое сознание и самосознание и отсутствует лидер, который помог бы сплотить коллектив. Первым шагом к сплочению послужит первая сессия.

Наименее выражен показатель – требовательная, так как коллектив недавно сформировался, ребята еще не в полной мере знают возможности друг друга, и отсутствует четкое распределение задач, функций и обязанностей в группе. Но при этом высок показатель ответственная и к концу первого курса все правила сформируются и группа станет более активной и требовательной.

Характеристики поддерживающая, довольная, понимающая и увлеченная показывают доверительные отношения в коллективе, основанные на уважении, искренности и доверии. Из этого следует, что в группах еще нет конфликтов как таковых: неконфликтная, терпимая, это связано с тем, что члены группы имеют недостаточные знания о ценностных ориентациях другу друга, т.к. на первом курсе они сливаются в желание понравиться группе и вписаться в коллектив.

С целью выделения структуры представлений студентов о собственной группе, мы применили факторный анализ.

В группе «1 курс» было извлечено 5 факторов с собственными значениями больше единицы. Эти факторы подверглись вращению по методу Варимакс.

Факторы, полученные в результате вращения по методу Варимакс, объясняют 71% совокупной дисперсии.

В первый фактор вошли следующие компоненты представления: поддерживающая(0,823), эмоциональная (0,696), громкая(0,677), яркая (0,654), открытая (0,647), доверяющая (0,628), успешная (0,623), легкая в общении (0,609), искренняя (0,598), интересная (0,559). Данный фактор условно можно назвать «Поддерживающая». Поддержка является первостепенно значимой для первого курса, особенно в каких-либо экстремальных условиях, особенно часто возникающих в первый год обучения (поиск аудитории, контрольная, сессия), где без доверия, открытости, искренности и легкости в общении справиться с этими ситуациями довольно сложно.

Во второй фактор вошли следующие компоненты: активность (0,786), участие в делах группы (0,751), увлеченная (0,718), заинтересованная (0,701), разрозненная (0,636), неконфликтная (0,458). Этот фактор можно обозначить как «Активная». Это поведенческие характеристики, обеспечивающие продуктивную работу группы, результат которой виден со стороны, не ограничивающийся искусственно показанной активностью.

Третий фактор обозначим как «Уважающая», в него вошли следующие характеристики представления: уважающая (0,822), дружелюбная (0,777), продуктивная (0,595), веселая (0,659), довольная (0,654), сотрудничающая (0,437). Этот фактор включает не только эмоциональную оценку (веселая, довольная) уважения, но и его поведенческие проявления (дружелюбная, продуктивная, сотрудничающая), т.о. у студентов складывается четкое представление об уважении.

В четвертый фактор вошли следующие компоненты представления: дисциплинированная (0,809), ответственная (0,644), терпимая (0,608), понимающая (0,592). Условно данный фактор можно назвать «Дисциплинированная». Это является важным показателем поведения первокурсников, здесь просматривается связь с прошлым опытом обучения в школе и волевые качества учащихся, сохранившие в своем сознании необходимость хорошей дисциплины для наилучшего усвоения знаний, умений и навыков.

В пятый фактор вошел всего 1 показатель – «Нетребовательная» (0,894). Он является самым низким средним показателем в группе. Как мы говорили выше, члены коллектива недостаточно знают друг друга, не сформировались обязанности членов группы, не появился достойный лидер, следовательно, еще не предоставляется возможным предъявлять требования к конкретному члену группы.

В группе «2 курс» содержания представлений об учебной группе распределились несколько иным образом: эмоциональная (6,54±0,2), громкая (6,30±0,2), яркая (6,03±0,3), веселая (5,99±0,3), участие в делах группы (5,81±0,3), успешная (5,66±0,3), интересная (5,58±0,3), продуктивная (5,51±0,3), довольная (5,49±0,3), легкая в общении(5,33±0,3), понимающая (5,31±0,3), поддерживающая(5,31±0,3), дисциплинированная (5,19±0,3), дружелюбная (5,18±0,3), открытая (5,18±0,3), активная(5,17±0,3), увлеченная (5,12±0,3), заинтересованная (5,11±0,3), ответственная (5,19±0,3), терпимая (5,05±0,3), конкурирующая (4,96±0,3), конфликтная (4,92±0,3), требовательная (4,68±0,2), не уважающая интересы других (4,23±0,3),неискренняя (4,05±0,4), не доверяющая (4,02±0,3), разрозненная (2,73±0,3).

Рис.2.2.2. Результаты исследования социальных представлений о собственной группе в группе «2 курс».

На втором курсе средние показатели по дескрипторам не значительно отличаются от показателей, полученных на 1 курсе.

Наиболее выраженый показатель – эмоциональная оценка, а разрозненная – наименее выражен. Хотя адаптационные процессы в группе уже завершены, и группа выступает как сформировавшийся субъект совместной деятельности, это доказывают высокие показатели участия в делах группы, продуктивности, поддержки и дисциплинированности.

В группе прослеживается важность положительного эмоционального настроения в коллективе: громкая, яркая, веселая и интересная. Но эти показатели отрицательно влияют на уважение, искренность и доверие в группе, т.к. нет должной серьезности в групповой работе и студенты, скрываясь за своей веселостью, предпочитают полностью не раскрываться в группе. Как ни странно при всем при этом группа остается довольной, понимающей, открытой и активной.

Высокие показатели: легкая в общении, дружелюбная, увлеченная, заинтересованная и ответственная за какие-либо групповые дела, т.к. группа позиционирует себя как конкурирующую, что помогает студентам быть успешными в учебном плане.

Менее выражены такие характеристики группы, как терпимая, требовательная, указывающие на снисхождение к недостаткам членов группы. Следовательно, не высока вероятность возникновения конфликтов в группе по каким-либо незначительным противоречиям.

Для выделения структуры представлений в группе «2 курс», проведен факторный анализ; было извлечено 4 фактора с собственными значениями больше единицы. Факторы были подвержены вращению по методу Варимакс и объясняют 76% совокупной дисперсии. Это на 1 фактор меньше, чем на 1 курсе, что говорит уже о большей согласованности в коллективе.

В первый фактор вошли следующие значения: конкурирующая (0,852), довольная (0,828), конфликтная (0,805), терпимая (0,768), легкая в общении (0,766), поддерживающая (0,722), не доверяющая (0,679), открытая (0,653), понимающая (0,627), успешная (0,505), разрозненная (0,504). Этот фактор условно можно назвать «Конкурирующая». Он показывает, что на втором курсе уже важнее терпимость, легкость в общении и поддержка. Но проявление конфликтности способствует проявлению конкуренции в группе.

Второй фактор условно можно назвать «Веселая». В него вошли следующие показатели: веселая (0,871), интересная (0,859), дружелюбная (0,711), неискренняя (0,673), увлеченная (0,649),участвующая в делах группы (0,664), активная (0,635), продуктивная (0,616), уважающая (0,596), заинтересованная (0,568), ответственная (0,547). Здесь веселье понимается не просто как эмоциональная разрядка и проявление дружелюбности, но и искренность, ответственность и уважение – компоненты, относящиеся к полноценному сформировавшемуся коллективу, в котором все его участники серьезно относятся друг к другу, где доминирует общение.

В третий фактор вошли следующие показатели: участие в делах группы (0,664), дисциплинированная (0,620). Условно его можно назвать «Участие в делах группы». Это наиболее важные показатели, по мнению членов группы, указывающие на взаимную поддержку и помощь в группе, которая была бы затруднительна без дисциплины.

В четвертый фактор вошли показатели: эмоциональная (0,858), яркая (0,666). Назовем его «Эмоциональная». Перекликается со вторым фактором «Веселая», но показывает только эмоциональные характеристики, указывающие именно на яркость во взаимоотношениях, что является поддержкой в различных трудных ситуациях.

Рассмотрим содержание представлений студентов на 3 курсе: громкая (7,58±0,2), эмоциональная (6,69±0,3), веселая (5,73±0,4), яркая(5,09±0,4), легкая в общении (5,04±0,5), безуспешная (4,95±0,3), недовольная (4,92±0,5), неискренняя (4,86±0,3), скучная (4,78±0,4), требовательная (4,78±0,3), непродуктивная (4,68±0,2), закрытая (4,62±0,5), конкурирующая (4,55±0,3), непонимающая (4,54±0,4), недоброжелательная(4,42±0,4), нетерпимая (4,33±0,5), враждебная(4,26±0,4), не уважающая интересы других (4,24±0,4), недисциплинированная (4,21±0,5), безразличная (4,13±0,5), конфликтная(4,01±0,4), равнодушная (3,91±0,5), не доверяющая (3,9±0,3), безответственная (3,62±0,5), безучастная (3,43±0,6), пассивная (2,64±0,5), разрозненная (2,38±0,5).

Рис.2.2.3. Результаты исследования социальных представлений о собственной группе в группе «3 курс».

Наиболее выраженный показатель в группе – громкая, который перекликается с другими высокими показателями: эмоциональная, веселая, яркая и легкая в общении – что указывает на то, что данные показатели наиболее важны для третьекурсников, они воспринимают свою группу как место для веселья, эмоциональной разрядки, что не очень хорошо влияет на ответственность группы за свои решения, которая в свою очередь снижает активность и успешность членов группы.

При довольно высоком показателе требовательная, группа безучастная, безразличная и безуспешная; значит, для достижения успеха практически не прикладываются совместные усилия, т.к. проявляется неуважение к интересам других членов группы, конкуренция и не желание понять другого.

Показатель «разрозненная» в данной группе свидетельствует о том, что на данный период группового развития приходится кризис первого профессионального самоопределения, который обостряет интегративные процессы в группе. Эту особенность можно использовать в учебной работе, в работе в подгруппах, потому что студенты знают, с кем им будет комфортнее работать, следовательно, повысится продуктивность их совместной работы.

Характеристики группы закрытая, неискренняя, недовольная, скучная, враждебная и недоброжелательная, свидетельствуют о не комфортной обстановке в группе. Ребятам не нравится находиться в данном коллективе, на что указывают показатели: не терпимая, не доверяющая, равнодушная.

Это свидетельствует о кризисе группы, что подтверждают характеристики – конфликтная и недисциплинированная.

В результате проведения факторного анализа в группе «3 курс», для выделения структуры представлений было извлечено 7 факторов с собственными значениями больше единицы. Факторы были подвержены вращению по методу Варимакс и объясняют 88% совокупной дисперсии. Факторов значительно больше по сравнению с предыдущими группами, что свидетельствует о кризисе самоопределения.

В первый фактор вошли следующие показатели представления: конкурирующая (0,879), недовольная (0,871), закрытая (0,834), пассивная (0,812), уважающая (0,783), скучная (0,785), враждебная (0,778), легкая в общении (0,742), интересная (0,617), увлеченная (0,672), безразличная (0,620), нетерпимая (0,606), поддерживающая (0,605), участие в делах группы (0,595), не доверяющая (0,545). Условно назовем этот фактор «Конкурирующая». Все компоненты, вошедшие в данный фактор, раскрывают его значение: наибольший вклад вносят показатели недовольная, пассивная, скучная, что говорит о том, что негативная эмоциональная оценка связана с процессом конкуренции, а так же поведенческая пассивность в данном направлении: безразличная, участие в делах группы, терпимая.

Второй фактор – «Не уважающая», в него вошли следующие показатели: не уважающая интересы других (0,783), разрозненная (0,755), неискренняя (0,739), непонимающая (0,770). Немаловажный показатель кризиса группы, который характеризуется исключительно негативными показателями.

В третий фактор вошли следующие составляющие: недисциплинированная (0,882), безуспешная (0,796), безответственная (0,757), конфликтная (0,594). Данный фактор можно обозначить как «Недисциплинированная». Этот фактор говорит нам о том, что студенты не способны разделить ответственность между собой, что не способствует успешности и дисциплинированности группы.

В четвертый фактор вошли компоненты яркая (0,853) и эмоциональная (0,724). Назовем его «Яркая». Из этого фактора можно выделить яркость действий и тонкую эмоциональность, которые являются немаловажным компонентом хороших отношений в группе

Пятый фактор – «Непродуктивная». Он говорит о незначительной результативности группы в учебном плане и различных вне учебных проектах.

Шестой фактор «Громкая», он не противоречит другим факторам.

Седьмой фактор обозначим как «Требовательная». Это последний фактор, но не менее важный, он наиболее полно характеризует коллектив, т.к. он снижает общую продуктивность и уровень сотрудничества в группе, потому что становится не важно, достигнута ли цель на все 100%.

Таким образом, в основе социальных представлений лежат три основных фактора: конкурирующая, не уважающая и недисциплинированная – эти факторы будут основополагающими при определении представлений о своей группе. Возможно, именно эти факторы будут использованы для оценки других групп.

В группе «4 курс» характеристики представлений студентов распределились следующим образом: успешная (6,23±0,4), эмоциональная (6,06±0,6), громкая (5,81±0,5), продуктивная (5,67±0,7), интересная (5,5±0,4), веселая (5,5±0,5), открытая(5,49±0,7), понимающая (5,45±0,7), дисциплинированная (5,33±0,6), нетребовательная (5,33±0,6), участие в делах группы (5,14±0,6), яркая (5,4±0,6), увлеченная (5,2±0,6), терпимая(5,01±0,5), недовольная (4,95±0,6), безразличная (4,85±0,3), конкурирующая (4,84±0,5), недоброжелательная (4,84±0,6), неискренняя(4,75±0,6), трудная в общении (4,73±0,5), пассивная (4,59±0,5), конфликтная (4,56±0,6), безответственная (4,25±0,8), не уважающая интересы других (4,28±0,5), враждебная (4,6±0,6), не доверяющая (4,08±0,5), разрозненная (3,21±0,6).

Рис.2.2.4. Результаты исследования социальных представлений о собственной группе в группе «4 курс».

В группе 4 курса на высоких позициях остаются показатели эмоциональная, громкая, интересная, веселая, открытая, яркая, т.о. можно считать, что именно эти характеристики являются доминирующими на всей протяженности обучения в ВУЗе.

Наиболее выраженный показатель в данной группе – успешная; студенты позиционируют свою группу как максимально успешную в учебном плане, это так же подтверждают характеристики группы продуктивная и конкурирующая, значит они прикладывают усилия для достижения успеха.

Так же высок показатель – нетребовательная к другим членам группы, в совокупности с недоброжелательностью и недовольством, для достижения личного результата каждый полагается только на себя, т.к. присутствуют такие характеристики группы, как не доверяющая, безответственная и безразличная. Но когда важен групповой результат командной работы, ситуация становится кардинально другой: присутствует тенденция принимать участие в делах группы и сотрудничать.

Отношение к учебному процессу мы видим из следующих показателей: дисциплинированная, увлеченная, терпимая, – для студентов важно и интересно учиться в благоприятных условиях, которые они сами создают, поддерживая дисциплину в коллективе, возможно, это заслуга лидера.

В группе на среднем уровне находятся показатели понимающая, сотрудничающая и поддерживающая, что говорит о теплых и взаимовыгодных отношениях в коллективе, любой член группы может без страха быть отвергнутым попросить помощи у группы.

Выраженность показателя в группе – разрозненная, свидетельствует о том, что к четвертому курсу доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящим более индивидуальный характер, что связано с показателями неискренняя, трудная в общении, пассивная. На этой почве нередки конфликты – враждебность и неуважение к коллективу со стороны аутсайдеров.

В результате проведения факторного анализа в группе «4 курс» было извлечено 6 факторов, подвергнутого Варимакс вращению. Они объясняют 90% совокупной дисперсии.

В первый фактор вошли следующие значения: не уважающая интересы других (0,966), поддерживающая (0,932), не доверяющая (0,893), понимающая (0,698), неискренняя (0,639), терпимая (0,638), недовольная (0,606).данный фактор условно обозначим как «Не уважающая». Неуважение играет наиболее важную роль в данной группе. Но компоненты поддерживающая и доверяющая имеют наибольшие значения в данном факторе, показывая тем самым то, что является действительно важным и полезным для данной группы. Не менее важные составляющие первого фактора – терпимая, понимающая, неискренняя, недовольная – говорят нам о поведенческих и когнитивных проявлениях не уважения в данной группе.

Второй фактор – «Продуктивная», в который входят следующие компоненты: продуктивная (0,904), нетребовательная (0,901), яркая (0,841),дисциплинированная (0,746), безответственная (0,685). Несомненно, любая учебная группа стремится к достижению результатов, чтобы можно было увидеть, на что потрачены усилия. Продуктивность требует вложения ответственности и дисциплинированности, чтобы работа была более успешна. Так же во второй фактор вошел показатель нетребовательная, что противоречит остальным дескрипторам. Нетребовательность может проявляться в отношении того, кто вносит свой вклад: если кто-то не желает участвовать, его не будут принуждать участвовать в работе.

В третий фактор вошли следующие компоненты: конкурирующая (0,836), враждебная (0,826), конфликтная (0,774), трудная в общении (0,767), (0,610). Назовем его «Конкурирующая». Процесс конкуренции подчеркивается характером отношений, сложившихся в коллективе, которые строятся на основе враждебных и трудных отношений, где не редки конфликты.

Четвертый фактор – «Интересная», в него вошли следующие компоненты: интересная (0,865), успешная (0,823), эмоциональная (0,794), безразличная (0,699), открытая (0,597), пассивная (0,490). Студенты оценивают свою группу как интересную за счет эмоциональных и поведенческих характеристик своего коллектива. Интерес здесь не ограничивается успешной работой, он включает и активность – не менее важную характеристику.

Пятый фактор – «Разрозненная» (0,710). Т.к. разрозненность в этой группе – самый низкий показатель, ребята это замечают, но не особо стараются наладить этот аспект группового взаимодействия.

Шестой фактор – «Заинтересованная» (0,939). Этот фактор тесно переплетается со всеми предыдущими и показывает, в чем именно заинтересована группа.

Рассмотрим содержание представлений студентов о собственной группе студентов «5 курс»: неконфликтная (7,14±0,3), легкая в общении (6,91±0,3), терпимая(6,27±0,3), уважающая (6,21±0,3), поддерживающая (6,16±0,3), нетребовательная (6,04±0,3), успешная (6,02±0,3), сотрудничающая (5,94±0,4), эмоциональная (5,92±0,4), дружелюбная (5,88±0,3), доверяющая(5,79±0,5), дисциплинированная (5,51±0,4), продуктивная(5,51±0,3), понимающая (5,49±0,3), открытая (5,14±0,5), довольная (5,05±0,3), унылая (4,87±0,3), тихая (4,58±0,3), неинтересная (4,53±0,4), неискренняя (4,49±0,4), безответственная (4,35±0,4), незаинтересованная (4,34±0,5), безучастная (4,32±0,4), равнодушная (3,52±0,3), пассивная (3,26±0,3), разрозненная (2,05±0,4), тусклая (4,77±0,4).

Рис.2.2.5. Результаты исследования социальных представлений о собственной группе в группе «5 курс».

Наиболее выраженный показатель в группе пятого курса – неконфликтная. В группе практически не бывает разногласий, конфликтов, т.к. высоки показатели: неконфликтная, терпимая, уважающая, дружелюбная и дисциплинированная.

В группе установились доверительные и уважительные отношения, т.к. студенты всегда готовы помочь друг другу – группа легкая в общении, поддерживающая, сотрудничающая, понимающая и открытая. Но при этом она нетребовательная, что дает студентам простор для творчества и эмоциональности. В связи с этим группа позиционирует себя как успешную, продуктивную, но неискреннюю и безответственную.

Показатели незаинтересованная, безучастие в делах группы и равнодушная находятся в середине списка, т.к. тесно связаны с пассивностью и разрозненностью.

Члены группы оценивают ее как довольную, унылую, тихую и неинтересную, тусклая, что говорит о том, что группа не «звездит» среди других групп, и вся эмоциональность остается внутри группы.

В результате проведения факторного анализа в группе «5 курс» получены 6 факторов, подверженных Варимакс вращению, объясняют 82% объясненной дисперсии.

Эти факторы указывают на полностью сформировавшийся коллектив.

В первый фактор вошли следующие значения: легкая в общении (0,870), яркая (0,825), эмоциональная (0,815), доверяющая (0,766), открытая (0,724), поддерживающая (0,614), унылая (0,589), тихая (0,539). Условно его можно назвать «Легкая в общении». В данном факторе наибольший интерес представляют собой такие компоненты как яркая, эмоциональная и легкая в общении. В данном факторе просматривается положительная атмосфера и хорошие отношения в коллективе, которые поддерживаются поведенческими характеристиками – поддерживающая, доверяющая, открытая и тихая.

Во второй фактор вошли следующие значения: разрозненная (0,755), неинтересная (0,732), пассивная (0,721), безответственная (0,672), дружелюбная (0,605), неискренняя (0,488). Обозначим данный фактор как «Разрозненная». Наибольший вес во втором факторе имеют показатели разрозненная, неинтересная и пассивная – эти компоненты указывают на важные элементы не сплоченного коллектива, дополняемые показателями безответственная и неискренняя, но это не мешает группе оставаться дружелюбной.

Третий фактор «Безучастная», включает следующие значения: безучастная (0,792), продуктивная (0,723), сотрудничающая (0,689), успешная (0,589). Важными компонентами этого фактора являются участие в делах группы и продуктивность, которые неразрывно связаны с сотрудничеством членов группы для успешного выполнения каких-либо важных задач внутри группы.

Четвертый фактор – «Уважающая», включает следующие показатели: уважающая (0,880), незаинтересованная (0,759), нетребовательная (0,029). Группа не заинтересована в собственной успешности и не предъявляет никаких требований членам своей группы. Отношения в группе основаны на уважении и доверии и поэтому студентам не требуется дополнительный стимул.

В пятый фактор вошли следующие значения: дисциплинированная (0,873), терпимая (0,625), понимающая (0,624), довольная (0,620). Условно его можно назвать «Дисциплинированная». Дисциплина в данном контексте складывалась в течении всего периода обучения, поэтому она подкрепляется пониманием поведения других членов группы и терпимостью в отношении каких-либо разногласий.

Шестой фактор – «Неконфликтная» (0,890). Так же является одним из аспектов сформировавшегося коллектива.

Таким образом, можно сказать, что существуют видимые различия в представлениях студентов об учебной группе на разных этапах обучения. Тем не менее, есть необходимость подтвердить эти данные с помощью Н критерия Краскала-Уолесса, при степени достоверности различий р≤0,05.

По Н критерию Краскала-Уолесса были получены достоверные различия на всех этапах обучения: дружелюбная (р=0,0001), активная (р=0,0001), интересная (р=0,006), веселая (р=0,0001), громкая (р=0,0001), целостная (р=0,0001), ответственная (р=0,0001), терпимая (р=0,003), дисциплинированная (р=0,042), понимающая (р=0,010), увлеченная (р=0,0001), уважающая (р=0,0001), неконфликтная (р=0,0001), заинтересованная (р=0,017), доверяющая (р=0,0001), участие в делах группы (р=0,0001), успешная (р=0,044), поддерживающая (р=0,0001), нетребовательная (р=0,002), продуктивная (р=0,020), искренняя (р=0,019), легкая в общении (р=0,002), довольная (р=0,045), сотрудничающая (р=0,004)

Разберем все различия и проследим динамику содержательных характеристик представлений студентов о собственной группе.

Характерные оценки собственной учебной группы в начале обучения находятся на высоком уровне, но к третьему курсу показатели снижаются, что свидетельствует, по мнению большинства авторов, о кризисе профессионального самоопределения, который не лучшим образом влияет на оценку представлений. Эта динамика представлена на рисунке 2.2.6.

Рис.2.2.6. Динамика представлений студентов разных курсов о собственной группе, с минимальной выраженностью на 3 курсе.

Это сочетание очень показательно для кризиса третьего курса, так в начале обучения в ВУЗе представления кажутся идеальными, все процессы в группе – важными. Но к третьему курсу это положение меняется кардинально: меняется отношение к уважению (р=0,0001), пониманию (р=0,010), доверию (р=0,0001), дружелюбию (р=0,0001), что важно для успешного взаимодействия в группе, таким образом, снижается заинтересованность (р=0,017), поддержка (р=0,0001) и сотрудничество (р=0,004) членов группы.

Наибольшая выраженность представлений на первом курсе, минимальная – на пятом курсе представлена на рисунке 2.2.7.

Рис.2.2.7. Динамика представлений студентов разных курсов о собственной группе, с максимальной выраженностью на 1 курсе, минимальной – на 5 курсе.

Студенты в начале обучения оценивают свою группу как интересную (р=0,006), веселую (р=0,0001) и увлеченную (р=0,0001), к концу обучения по этим же параметрам они оценивают группу как менее интересную и веселую, и не увлеченную. Это связано с тем, что группа заканчивает свое существование и данные характеристики указывают на это. Показатель разрозненная (р=0,0001) не переходит в подожительный полюс, но тем не менее прослеживается аналогичная динамика.

Наибольшая выраженность признака «активная» (р=0,0001) приходится 1, 2 и 4 курс, а наименьшая – на 3 и 5 курс. Это связано с наименьшей нагруженностью, но большей ответственностью, это связано с уровнем мотивации студентов, сниженной кризисом. Динамика представлена на рисунке 2.2.8.

Рис.2.2.8. Динамика показателя «активная» в представлениях студентов разных курсов.

Наибольший показатель на третьем курсе – «громкая» (р=0,0001), единственный компонент с наибольшей выраженностью признака, наименьший – на пятом курсе. Это влияние кризиса, на данном этапе группового развития на первый план выходят поведенческие характеристики, по которым можно понять настоения в группе и отношения в ней.

Рис.2.2.9. Динамика показателя «громкая» в представлениях студентов разных курсов.

Наибольшая выраженность признака на пятом курсе представлена у следующих пердставлений о собственной группе, показанных на рисунке 2.2.10.

Рис.2.2.10. Динамика представлений студентов разных курсов о собственной группе, с максимальной выраженностью признаков на 5 курсе.

Для группы на завершающем этапе ее существования на первы план выходят такие представления о группе, как терпимая (р=0,003), нетребовательная (р=0,002), легкая в общении (р=0,002). Важными становятся отношения в группе, не имеющие отношения к учебному процессу, т.к. группа прекращает свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: