Взаимосвязь социально-психологического климата и содержания представлений студентов о собственной группе

Рассмотрим взаимосвязь социально-психологического климата и содержания представлений студентов о собственной группе

Для определения социально-психологического климата коллектива как системы отношений его членов к коллективу использовали экспресс-методику О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто.

Следующая оценка компонентов социально-психологического климата по группе «1 курс» дала следующие результаты: эмоциональный компонент =0,44; поведенческий компонент =0,38; когнитивный компонент = 0,48.

Рис.2.2.11. Выраженность компонентов социально-психологического климата по «экспресс-методике» в группе «1 курс».

Оценки по всем трем компонентам – положительные, что свидетельствует в целом о благоприятном социально-психологическом климате в данной группе.

Эмоциональный компонент (0,44) указывает на привлекательность группы для всех членов коллектива, на доверие, на возможность учиться, работать без конфликтов и согласованно внутри своей группы и во взаимодействии с другими группами. Поведенческий компонент (0,38) указывает на желание учиться вместе, общаться с членами группы не только по учебным вопросам, на взаимную поддержку.

Более высокий показатель по когнитивному компоненту (0,48) говорит о том, что члены группы достаточно знают других членов своей группы для оптимального взаимодействия, указывают на взаимные симпатии, на возможность свободно мыслить и интеллектуально развиваться, вносить вклад в развитие группы в целом.

Положительная оценка социально-психологического климата связана с тем, что студенты стараются показать свои наиболее выгодные и социально приемлемые стороны, не провоцируют и не вступают в конфликты, стараются разрешить разногласия мирным путем. Т.к. коллектив новый, все ребята попали в него одновременно, то им приходится взаимодействовать друг с другом в равных условиях. Каждый хочет прижиться в новом коллективе и при этом не стать аутсайдером.

Для распознавания взаимосвязей и взаимовлияний эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов социально-психологического климата на представления студентов первого курса о собственной группе бы проведен регрессионный анализ, в ходе которого были получены следующие результаты:

Эмоциональный компонент 1к = участие в делах группы*0,090 + уважающая*0,099 – 0,714 (при р = 0,003);

Поведенческий компонент 1 к = участие в делах группы*0,126 + интересная*0,137 – успешная*0,180 + понимающая*0,090 – 0,647 (при р = 0,005);

Когнитивный компонент 1 к = 0,596 + яркая*0,111 – довольная*0,127 (при р = 0,005).

На первом курсе положительное влияние на эмоциональный компонент оказывают представления о группе: участие в делах группы и уважающая. Это наиболее значимые представления для первокурсников, т.к. коллектив только начинает формироваться, и ребята воспринимают друг друга в учебном процессе и замечают заинтересованность и уважение одногруппников.

На поведенческий компонент положительное влияние оказывают представления о собственной группе участие в делах группы, интересная и понимающая; негативное влияние оказывает показатель – успешная. Таким образом, успешность группы не лучшим образом складывается на стратегии поведения человека по отношению к другим людям, и не является заведомо необходимым для только начинающей свое развитие группы.

Когнитивный компонент представлен положительным влиянием представления «яркая», что говорит о том, что каждый член группы нашел свое место в коллективе и находится в поле зрения; и негативным влиянием показателя «довольная», т.к. студенты еще не достаточно знают личностных особенностей друг друга.

Оценка компонентов социально-психологического климата по группе «2 курс» дала следующие результаты: эмоциональный компонент=0,3; поведенческий компонент =0,16; когнитивный компонент = 0,61.

Рис.2.2.12. Выраженность компонентов социально-психологического климата по «экспресс-методике» в группе «2 курс».

В целом социально-психологический климат на втором курсе можно считать благоприятным, хотя поведенческий компонент (0,16) представлен противоречивыми тенденциями. Несмотря на то, что все члены коллектива приятны друг другу, у них не всегда возникает желание проводить вместе время вне учебы. Это связано с низкими значениями по дескрипторам искренности, доверия, уважения и целостности коллектива. Это зависит от особенностей членов коллектива, не всегда проявляющих себя с положительной стороны, дже при условии созданной видимости «идеального товарища».

Для распознавания взаимосвязей и взаимовлияний эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов социально-психологического климата на представления студентов второго курса о собственной группе бы проведен регрессионный анализ, в ходе которого были получены следующие результаты:

Эмоциональный компонент 2 к = довольная*0,158 – 0,573 (при р = 0,008);

Поведенческий компонент 2 к = довольная*0,180 – 0,828 (при р = 0,004);

Когнитивный компонент 2 к = 1,030 – конфликтная*0,164 + неискренняя*0,091 (при р = 0,0001).

На втором курсе на эмоциональный компонент влияет только одно представление – довольная. Это единственно важный показатель для второкурсников, указывающий на позитивный фон отношений в группе.

Выраженность поведенческого компонента представлена показателем «довольная». Он оказывает положительное влияние на процессы, происходящие в группе, и способствует плодотворному сотрудничеству группы.

На выраженность когнитивного компонента влияние оказывают следующие представления об учебной группе: конфликтная и неискренняя. Эти компоненты важны для наилучшего понимания личностных особенностей членов группы.

Оценка компонентов социально-психологического климата по группе «3 курс» дала следующие результаты: эмоциональный компонент = -0,06; поведенческий компонент = -0,18; когнитивный компонент =0,53.

Рис.2.2.13. Выраженность компонентов социально-психологического климата по «экспресс-методике» в группе «3 курс».

Самый низкий показатель по поведенческому компоненту (-0,18), который определен как противоречивый. Из вышесказанного можно судить о том, что каждый студент считает себя членом своей группы, признает свою принадлежность к группе, тем не менее, это ощущение принадлежности шаткое и незначительный конфликт может отрицательно повлиять на желание некоторых ребят общаться с членами коллектива.

Неопределенная оценка эмоционального компонента (-0,06) социально-психологического климата в данной группе говорит о недостаточной удовлетворенности общением в коллективе, не все ребята приятны друг другу и на этой почве часто возникают разногласия, неблагоприятно влияющие на согласованность в работе всего коллектива в целом.

Наиболее выраженный компонент – когнитивный (0,53). Свидетельствует о том, что студенты третьего курса хорошо знают деловые и личностные качества одногруппников, что помогает выбрать стратегию поведения в их отношении, для оптимизации общегрупповой работы, снизить конфликтность и разрозненность в коллективе.

Средняя оценка по выборке социально-психологического климата «3 курс» дала довольно противоречивый результат: при высоком понимании психологических и личностных особенностей членов коллектива, эмоциональный и поведенческий компоненты находятся в противоречивом состоянии, следовательно, знания не помогают наладить отношения в коллективе и оптимизировать работу в группе и предотвратить конфликты. Студентам не так уж и важна атмосфера в группе в целом, они предпочитают общаться в привычных для них микрогруппах, где не надо искусственно налаживать отношения с ее членами.

Для распознавания взаимосвязей и взаимовлияний эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов социально-психологического климата на представления студентов третьего курса о собственной группе бы проведен регрессионный анализ, в ходе которого были получены следующие результаты:

Поведенческий компонент 3 к = конкурирующая*0,275 – 1,427 (при р = 0,0001);

Когнитивный компонент 3 к = 1,195 – безответственная*0,184 (при р = 0,001).

На третьем курсе показатель «конкурирующая» является основополагающим для проявления поведенческого компонента. На данном этапе группового становления конкуренция – необходимый критерий успешной работы.

Выраженность когнитивного компонента представлена отрицательным влиянием показателя – безответственная. Этот показатель отрицательно влияет на знание членов группы о личностных и деловых качествах своих коллег.

Оценка компонентов социально-психологического климата по группе «4 курс» дала следующие результаты: эмоциональный компонент = -0,08; поведенческий компонент = -0,42; когнитивный компонент = 0,75.

Рис.2.2.14. Выраженность компонентов социально-психологического климата по «экспресс-методике» в группе «4 курс».

Т.к. оценки по всем компонентам различны, в целом можно говорить о противоречивом социально-психологическом климате в данной группе.

Противоречивая оценка эмоционального компонента (-0,08) свидетельствует о том, что в коллективе есть люди и приятные другим членам группы и не очень приятные. Эмоциональные отношения не всегда положительны и возможны конфликты на этой почве.

Положительная оценка когнитивного компонента (0,75) говорит о том, что члены группы хорошо знают личностные особенности и профессиональные возможности одногруппников.

Однако отрицательная оценка поведенческого компонента (-0,42) указывает на нежелание проводить время данным составом в свободное время, а так же ухудшает продуктивность взаимодействия в учебном процессе, сработанность и согласованность, на это накладывает отпечаток противоречивый и нестабильный эмоциональный компонент социально-психологического климата группы.

Для распознавания взаимосвязей и взаимовлияний эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов социально-психологического климата на представления студентов четвертого курса о собственной группе бы проведен регрессионный анализ, в ходе которого были получены следующие результаты:

Эмоциональный компонент 4 к = безответственная*0,251 – эмоциональная*0,249 + не уважающая*0,149 + успешная*0,231 – увлеченная*0,080 – 1,308 (при р = 0,0001);

Поведенческий компонент 4 к = враждебная*0,242 – 1,530 (при р = 0,011).

На эмоциональный компонент социально-психологического климата на 4 курсе представления оказывают как положительное влияние (безответственная, не уважающая и успешная), так и отрицательное (эмоциональная и увлеченная). Т.к. эмоциональный компонент на 4 курсе – противоречивый, это подтверждается совокупностью полученных данных.

Выраженность поведенческого компонента представлена показателем «дружелюбная», который оказывает положительное влияние на желание проводить время группой не только в заданное учебой время.

Оценка компонентов социально-психологического климата по группе «5 курс» дала следующие результаты: эмоциональный компонент =0,47; поведенческий компонент =0,13; когнитивный компонент = 0,67.

Рис.2.2.15. Выраженность компонентов социально-психологического климата по «экспресс-методике» в группе «5 курс».

Так как оценки эмоционального (0,47) и когнитивного (0,67) компонентов социально-психологического климата положительные, а поведенческий (0,13) – противоречивые, в целом социально-психологический климат в данной группе можно считать благоприятным. Он характеризуется оптимизмом и радостью общения, чувством защищенности, безопасности и комфорта в группе, теплотой и вниманием в отношениях, открытостью коммуникаций, уверенностью; возможностью свободно мыслить и творить; совершать ошибки без страха наказания.

Для распознавания взаимосвязей и взаимовлияний эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов социально-психологического климата на представления студентов пятого курса о собственной группе бы проведен регрессионный анализ, в ходе которого были получены следующие результаты:

Эмоциональный компонент 5 к = 1,021 – тихая*0,121 (при р = 0,001);

Поведенческий компонент 5 к = дружелюбная*0,294 – не интересная*0,244 – 0,493 (при р = 0,231);

Когнитивный компонент 5 к = 0,201 + безответственная*0,115 (при р = 0,376).

На 5 курсе выраженность эмоционального компонента представлена отрицательным влиянием показателя – тихая. Этот показатель негативно влияет на эмоциональный настрой в группе.

Поведенческий компонент представлен положительным влиянием представления «дружелюбная», и негативным влиянием показателя «не интересная».

Выраженность когнитивного компонента представлена положительным влиянием показателя «безответственная». Это характеризует большую часть коллектива.

Для распознавания взаимосвязей и взаимовлияний общего эмоционального, общего поведенческого и общего когнитивного компонентов социально-психологического климата на общее для всех курсов представления студентов об учебной группе бы проведен регрессионный анализ, в ходе которого были получены следующие результаты:

Эмоциональный компонент Общий = дружелюбная*0,093 + неконфликтная*0,068 – 0,601 (при р = 0,0001);

Поведенческий компонент Общий = дружелюбная*0,085 + участие в делах группы*0,103 – успешная*0,114 + понимающая*0,093 – 0,721 (при р = 0,0001);

Когнитивный компонент Общий = 0,847 – довольная*0,065 + яркая*0,081 – веселая*0,088 + искренняя*0,068 – заинтересованная*0,089 + активная*0,062 (при р = 0,0001).

Выраженность общего для всех курсов эмоционального компонента представляет собой сочетание следующих представлений о группе: дружелюбная и неконфликтная, они оказывают положительное влияние на данный компонент социально-психологического климата. Эта характеристика объединяет представления всех учебных групп, принимавших участие в исследовании. Более частные характеристики эмоционального компонента на каждом курсе мы получили из следующих уравнений.

Выраженность общего поведенческого компонента представляет собой сочетание таких представлений, как дружелюбная, участие в делах группы, успешная и понимающая. При этом показатель «успешная» оказывает негативное влияние на данный компонент социально-психологического климата. Эта характеристика объединяет представления всех учебных групп, принимавших участие в исследовании. Более частные характеристики поведенческого компонента на каждом курсе мы получили из следующих уравнений.

Выраженность общего для всех групп когнитивного компонента представляет собой следующее сочетание представлений: довольная, яркая, веселая, искренняя, заинтересованная и активная. Показатели оказывают как негативное (довольная, веселая, заинтересованная), так и положительное (яркая, искренняя, активная) влияние на данный компонент социально-психологического климата. Эта характеристика объединяет представления всех учебных групп, принимавших участие в исследовании. Более частные характеристики поведенческого компонента на каждом курсе мы получили из следующих уравнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: