Выводы по второй главе

1. Динамика представлений студентов с первого по пятый курс происходит следующим образом: на всех этапах обучения показатели представлений «эмоциональная», «веселая» и «громкая» находятся на высоком уровне; а показатель «пассивная» проявляется на 1, 3 и 5 курсах, что связано с профессиональными кризисами, возникающие на данных этапах обучения, что подтверждает показатель «разрозненная».

2. В результате проведения факторного анализа было выявлено, что факторы «уважающая» и «дисциплинированная» имеют положительный полюс на 1 и 5 курсах, а на 3 курсе – негативный. Это связано с переломными моментами на данных стадиях развития группы: для 1 курса – это становление группы, для 3 курса – влияние кризиса, для 5 курса – группа полностью сформирована. Фактор «конкурирующая» был выявлен на 2, 3 и 4 курсах, т.к. это основная характеристика группы, как коллектива, без которой эффективное взаимодействие будет невозможно. Фактор «непродуктивная» выделен на 3 и 4 курсах, не смотря на противоречивый социально-психологический климат, на 4 курсе этот фактор приобретает положительный полюс. Фактор «разрозненная» представлен на 4 и 5 курсах, это связано с тем, что группы прекращают свое существование.

3. Характерные оценки представления о собственной группе в начале обучения находятся на высоком уровне, но к третьему курсу показатели снижаются, что свидетельствует, по мнению большинства авторов, занимающихся изучением данной проблематики, о кризисе профессионального самоопределения, который не лучшим образом влияет на оценку представлений.

4. В начале обучения, на 1 и 2 курсах, социально-психологический климат является благоприятным, к третьему курсу он меняется на противоречивый, и становится благоприятным только в конце обучения; т.к. в это время в группе наибольшее количество стрессовых ситуаций, которые вновь сплачивают коллектив, что оказывает положительное влияние на компоненты социально-психологического климата.

5. Общий для всех курсов эмоциональный компонент социально-психологического климата складывается из таких представлений об учебной группе, как о дружелюбной и неконфликтной. Поведенческий компонент представляет собой совокупность положительных влияний дружелюбности, участия в делах группы и понимания и отрицательного влияния представления о группе как успешной. На когнитивный компонент оказывается равное положительное (яркая, искренняя и активная) и отрицательное (довольная, веселая и заинтересованная) влияние представлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: