Олигополия и ее основные черты

На рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например мобильная связь и т.п), либо имеет дифференциацию(например стиральные порошки). При этом, на олигополистических рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. возможности получения прибыли фирмы видят в развитии неценовой конкуренции. Как правило вход на олигополистический рынок новых фирм очень затруднен. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес. Особое значение функционирования олигополий имеет информированность их о рынке. С учетом возможностей конкурентов по расширению производства, каждая фирма опасается необдуманных действий, снижающих долю ее на рынке. Поэтому информированность и входит в число обязательных условий существования. Поведение каждой фирмы на рынке имеет четко-обоснованную логику действий и поэтому называется стратегическим. В течение времени стратегии могут корректироваться, но такие изменения имеют среднесрочный, либо долгосрочный характер.

Олигополистический рынок - рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга, торгует с большим количеством покупателей.
Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

- малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения, находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

- дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество товаров-субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт.

- наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. большие барьеры входа на рынок как на рынке чистой монополии: масштаб производства, патенты, лицензии и т.д.

- фирмы в отрасли имеют и осознают (в отличие от монополистической конкуренции) свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Хар-ки О:

-номенклатура товаров невелика

-огранич-ть достапа фирм на Р(ограничения, связанные с эф-том масщтаба, бол расходами на рекламу + существующими патентными, лицензионными ограничениями)

Модели поведения рынков в олигополии:

Модель Курно:

Параметры: на Р присут только 2 фирмы. Каждая ф принимает своё решение, считает цену и V произ-ва конкурента постоянной

Р

MC Фирма Х

 
 


Фирма Y MR0 D0

MR1 D1

MR2 D2

Фирма Х расширяет V произв-ва (она-агрессор). Друг фирма забирает у нее прибыль. если одна нападает, то другая сокращ-ся- это ценовая война.

Если фирма Y расширит V произв-ва, то фирма Х будет вынуждена сократить произв-во, доходность у нее снизится.

Ценовые войны (снижение прибыли обеих фирм). в этих усл-х сущ-ет воз-ть договориться о фиксации цены и раздела рынков сбыта для получения max прибыли от каждой из фирм.

Рынки производственных ресурсов. Спрос фирмы на ресурсы в условиях совершенной конкуренции. Спрос на производственные ресурсы в условиях несовершенной конкуренции. Предложение факторов производства.

Рынок производственных ресурсов (или факторов производства) – это сфера товарного обращения труда, земли и капитала. На рынке факторов производства, как и на любом другом рынке, действуют законы спроса и предложения.

Производственные ресурсы – природные и общественные элементы и силы, используемые для создания общественных благ.

Обычно выделяют следующие группы ресурсов:
-природные (естественные вещества и явления природы, типа земли, и еще что-то глубже земляной коры)

-материальные (продукты целесообразной деятельности человека. Например станки, металл и т.п.)

-трудовые (людские ресурсы как источник трудоспособного населения. Важные параметры: численность населения и ее структура (рождаемость, смертность, естественный прирост))

Рынки ресурсов производства – это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.
Следовательно, спрос на факторы производства определяет объем каждого привлекаемого в производство ресурса, который зависит от цен не только на каждый из них, но и на остальные, сопряженные с ним, ресурсы. Информацию о движении цен на факторы производства дает рынок.

Спрос на ресурсы при несовершенной конкуренции.
Независимо от конкретного типа рыночной структуры в условиях несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия или монополистическая конкуренция) кривая спроса на ресурс по сравнению с совершенно конкурентным рынком модифицируется. Объясняется это прежде всего тем, что в условиях несовершенной конкуренции цены на продукты (Рх) не остаются неизменными (как в условиях рынка совершенной конкуренции), а уменьшаются в связи с необходимостью реализации предельных продуктов, произведенных дополнительно вовлеченными ресурсами, в частностей добавочными наемными работниками. В связи с этим на предельную выручку от реализации предельного продукта (MRP) влияет не один (сокращение МР), а два фактора: уменьшение МР (предельного продукта) и снижение цены продукта (Рх) в связи с увеличением выпуска.

Кривая спроса на труд в условиях несовершенной конкуренции более крутая, чем в условиях совершенной конкуренции. Это означает, что предприятие в условиях несовершенной конкуренции менее чувствительно к понижению ставки заработной платы (цены единицы труда) при определении численности наемных работников.
При прочих неизменных условиях предприятие в условиях несовершенной конкуренции будет производить меньше продукта, нежели в условиях совершенной. Объясняется такое поведение предприятия тем, что ограничения объемов выпуска компенсируются ему ростом цен. Конечно же, для производства меньшего объема выпуска предприятию понадобится и меньше ресурсов, т. е. для несовершенной конкуренции VMP > MRP.

Спрос на ресурсы при совершенной конкуренции.
В условиях совершенно конкурентного рынка продавцов и покупателей ресурса настолько много, что ни один из них в отдельности не в состоянии повлиять на рыночную цену ресурса.
Последняя определяется взаимодействием общего спроса и предложения на ресурсном рынке (рис. 1а). Отдельная фирма – покупатель ресурса – принимает эту цену как данную. По ней она может купить любое количество ресурса. Кривая предложения ресурса для конкурентной фирмы, следовательно, горизонтальна (рис.1 б).

Кривая предложения ресурса для конкурентной фирмы совпадает с ее предельными затратами на ресурс (MIC). Предельные затраты фирмы на ресурс — это приращение ее суммарных затрат (ΔТС) при увеличении количества ресурса (ΔR) на 1 ед.:

MIC = ΔТС/ ΔR.

Поскольку фирма покупает каждую следующую единицу ресурса по одной и той же рыночной цене, ее предельные затраты на ресурс постоянны и равны цене ресурса: MIC = PR.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: