Кривая совокупного дохода обыч фирмы

 
 


Величина пред дохода явл-ся const!
P

TR

P1

Q1 Q

22. Причины возникновения и сущность несовершенной конкуренции. Модели несовершенной конкуренции. Чистая монополия и её особенности. Монополия и монопольная власть.


I. Причины возникновения и сущность несовершенной конкуренции.

Рынок Несовершенной Конкуренции- рынок, на котором и продавцы, и покупатели могут существенно влиять на цены. На таком рынке существует в определенной мере рыночная власть одного из субъектов рынка и отсутствует свобода выражения экономических отношений, свойственная условиям совершенной конкуренции.
Подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.

Главной причиной возникновения рынка несовершенно конкуренции является отсутствие какого-либо фактора на рынке совершенной конкуренции.

Отличительными признаками несовершенной конкуренции являются:
-Демпинговые цены.
-Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров.
-Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам).
-Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации.
-Распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров.
-Умалчивание важной для потребителя информации.

Минусы несовершенной конкуренции:
-Неоправданный рост цен.
-Увеличение издержек обращения.
-Замедление научно-технического прогресса.
-Снижение конкурентоспособности на мировых рынках.
-Падение эффективности экономики.
-------------------------------------------------------------------------------------------
II.Модели несовершенной конкуренции.
Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция.

Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция.

Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от 3 до 10. Может существовать на рынке стандарти-зированной продукции или на рынке дифференцированной продукции.
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.Фирмы стремятся к соглашению во всех возможных экономических вопросах для взаимовыгодного существования.

Монополистическая конкуренция - на рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию, в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.
Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к тому, что производство, осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

-------------------------------------------------------------------------------------------
lll.Чистая монополия и ее особенности.

Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:
- низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);
- наличие государственных патентов и лицензий;
- исключительные права на важнейшие источники сырья;
- предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).
Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. В связи с тем, что чистая монополия не просто ограничивает, а фактически ликвидирует конкуренцию, государство в отношении чистых монополий проводит антимонопольную политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: