§ программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
§ программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
§ программы содействия найму рабочей силы.
§ правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
§ обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
§ создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
|
|
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
§ активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
§ пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
§ стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
§ организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
§ развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
§ содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
§ государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
§ содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
§ международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
|
|
§ создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
§ организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
§ обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
§ бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.
Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.
Основные направлениями деятельности бирж труда:
§ регистрация безработных;
§ регистрация вакантных мест;
§ трудоустройство безработных и других лиц;
§ изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
§ тестирование лиц, желающих получить работу;
§ профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
§ выплата пособий.
Целевая функция регулирования рынка труда состоит в содействии расширенного спроса на рабочие руки и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы:
1)развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста;
2)содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможностей для занятости в первую очередь групп населения, находящихся в неблагоприятных условиях;
3)стабилизировать занятость в период экономического спада и создать условия преодоления недостаточного предложения рабочей силы на стадии экономического подъема.
Меры государственного регулирования рынка труда целесообразно дифференцировать следующим образом.
По объектам воздействия, В этой роли могут выступать население и его отдельные группы, работники и их отдельные группы, предприниматели и их группы. В зависимости от особенностей объекта регулирования можно выделить меры общего воздействия или специальные меры. В то же время в качестве объектов регулирования рынка труда могут выступать элементы организации труда, а именно: оплата труда, его продолжительность, условия труда и т. д.
По направленности воздействия. К этим мерам относятся: меры, увеличивающие (уменьшающие) предложение труда на рынке труда; меры, увеличивающие (уменьшающие) спрос на рынке труда; меры, воздействующие на структуру предложения труда и структуру спроса на труд; меры регулирования рынка труда, направленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.
По форме воздействия Меры регулирования рынка труда можно разделить на прямые и косвенные, при этом как прямое, так и косвенное влияние на рынок труда наиболее эффективно при обязательном учете баланса интересов всех субъектов рынка труда.
|
|
По характеру воздействия На рынок труда меры регулирования можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные.
По содержанию мер При регулировании рынка труда предпочтение может быть отдано мерам экономического или административного характера, либо их определенному сочетанию. К экономическим мерам регулирования рынка труда, к примеру, можно отнести: поддержку экономически целесообразных рабочих мест, организацию общественных работ, специализированное инвестирование для создания новых рабочих мест, поддержку малого бизнеса и т. д. В числе административных мер регулирования рынка труда можно назвать: снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства и т. д.
По уровню воздействия Меры государственного регулирования рынка труда можно разделить на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные.
По источникам финансирования — госбюджет, не бюджетные средства, средства Фонда занятости, средства коммерческих организаций и др.
В основе выбора тех или иных мер из всех вышеназванных направлений лежат: анализ и прогноз ситуации на рынке труда, определение степени предпочтительности каждой из мер по результатам анализа и прогноза, оценка следствий и последствий принимаемых мер, анализ степени сочетаемости или противоречивости, разнонаправленности их следствий.
По тетради. Рынок труда выполняет 2 соц.-экном. функции:
1. распределение трудовых ресурсов по альтернативным видам занятости.
2. распределение доходов в форме окладов зар. платы, как стимула и как вознаграждения за труд.
Сырьевая функция состоит в содействии расширенного спроса на рабочую силу и поддержки эффективного ее предложения. Для регулирования соц.-трудовых отношений гос-во создает институты рынка труда: 1) Министерство труда и соц. развития, 2) Гос. федеральная служба занятости населения, 3) Региональные и местные органы службы занятости, 4) службы управления на предприятиях, 5) общественные организации работников и аботодателей.
|
|
Практика использования методов регулирования рынков труда сформировала 2 типа поведения населения:
-активное;
-пассивное.
Меры активной политики, нацеленных на скорейшее возвращение безработных к активной тудовой деятельности:
· помощь при трудоустройстве
· содействие проф. подготовке (пере)
· развитие самозанятости
· проф. консультирование и т.д.
Билет 20. Себестоимость СМР, состав структура ее затрат.
По тетради.Себестоимость строительной продукции – это экономический показатель, выраженный в денежной форме и включающий в свой состав все затраты строительной организации, связанные с производством и реализацией строительной продукции. Себестоимости находят отражение, уровень технической оснащенности с.о., степень использования основных фондов, материалов, энергии, рабочей силы, совершенство методов труда и производства, управление строительством. Все издержки в зависимости от способа их включения в себестоимость делятся на прямые и накладные расходы.
Прямые затраты – расходы, связанные с производством СМР, в состав которых входят: 1) Основная зар.плата рабочих (Зр); 2) Стоимость материалов конструкций и изделий (М); 3) Эксплуатация строительных машин и механизмов (А).
ПЗ=М+Зр+А
Накладные расходы – административно-хозяйственные расходы, расходы с организацией и управлением строительного процесса, с обслуживанием строительства и т.д. Бывают постоянными – условно постоянными и переменными – условно переменными.
НР=Рахр + Рор + Роб.р. + Рпр, где Рарх-адм.-хоз. расходы; Рор – организация работ; Роб.р. – обслуживание работников строительства; Рпр – прочие расходы.
В рыночных условиях хозяйствования независимо от организационно-правовой формы одной из главных целей предпринимательской деятельности (в том числе и в отрасли «строительство») является прибыль как источник финансовых ресурсов для развития производства, удовлетворения потребностей владельцев производства и государства в целом. Прибыль, как известно, определяется разницей между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию, т.е. ее себестоимостью.
Себестоимость продукции — один из экономических показателей, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. В основе себестоимости находит отражение уровень технической оснащенности строительной организации, степень использования основных фондов, материалов, энергии, рабочей силы, совершенствование методов организации труда и управления производством. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеет производственный, некапитальный характер, обеспечивает процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребления факторов производства.
Следовательно, усилия предприятия для снижения издержек на производство продукции отражаются на экономической отдаче от производства, росте конкурентоспособности предприятия.
Себестоимость строительно-монтажных работ — важнейший фактор экономических показателей работы строительных организаций.
Определение себестоимости строительно-монтажных работ производимой продукции и услуг, других видов деятельност строительных организаций — задача бухгалтерского учета в строительстве. Себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты на производство строительных работ, выпуск продукции и оказание услуг.
Следовательно, себестоимость — важнейший показатель, влияющий на общий финансовый результат деятельности строительной организации.
В строительстве используются показатели сметной (определенной в сметах), плановой (рассчитанной строительной организацией с учетом конкретных условий) и фактической (реально сложившейся на строительной площадке) себестоимости строительно-монтажных работ. Себестоимость строительно-монтажных работ включает расходы на приобретение материалов, топлива, энергии, оплату труда наемных работников, компенсацию износа используемых основных фондов и другие затраты.
Все издержки в зависимости от способов их включения в себестоимость работ подразделяются на прямые и накладные (косвенные). Наибольшую часть издержек строительного производства составляют прямые затраты, определяемые на основании объема работ, предусмотренного сметой, и сметных норм и расценок. Под прямыми затратами подразумевают расходы, связанные с производством строительных работ, которые можно прямо и непосредственно вклюлать в себестоимость конкретных строительных объектов. В состав прямых затрат входят: основная заработная плата рабочих, стоимость материалов, деталей и конструкций, расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов.
Под накладными (косвенными) затратами понимают расходы, связанные с организацией и управлением производством строительных работ. Накладные расходы –это комплексные затраты, связанные с деятельностью организации в целом, которые не могут быть отнесены непосредственно на определен-йый объект учета в строительном производстве или при выпуске продукции и оказании услуг. Совместно с прямыми затратами они составляют сметную себестоимость строительно-монтажных работ.
Затраты на производство строительно-монтажных работ, продукции и услуг подразделяются на текущие и единовременные.
Текущими затратами являются производственные расходы, зависимые от объемов работ и количества выполняемых работ, выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Единовременными называют затраты, производимые периодически или однократно. Текущие затраты, в свою очередь, в зависимости от их связи с объемами производства строительно-монтажных работ, выпускаемой продукции и оказываемых услуг могут подразделяться на постоянные и переменные.
Постоянные затраты независимо от их связи с объемами производства работ, продукции и услуг остаются неизменными в течение отчетного периода. К ним, в частности, могут относиться: амортизационные отчисления по основным средствам в случае их начисления от первоначальной стоимости по постоянным нормативам, рассчитанным исходя из срока службы основных средств; износ нематериальных активов; арендная плата за основные средства; расходы на оплату труда управленческого персонала по установленным должностным окладам и др.
Затраты, увеличивающиеся или уменьшающиеся в зависимости от роста или снижения объемов выполненных строительно-монтажных работ, продукции и услуг, относятся к переменным. К ним, в частности, относятся: стоимость использованных материалов; расходы на оплату труда персонала, рассчитанные исходя из расценок на единицу объема строительно-монтажных работ, продукции и услуг и др.
Отдельные затраты нельзя отнести ни к постоянным, ни к переменным, так как они включают элементы и тех, и других. Такие затраты принято называть условно-постоянными и условно-переменными в зависимости от преобладания в них по стоянных или переменных затрат. Например, расходы на ремонт основных средств являются комплексными затратами которые включают как постоянные затраты (на оплату труда вспомогательных рабочих – оплата по тарифам и окладам и т.п.), так и переменные (затраты на использование материалов и т.п.).
В себестоимость строительных работ, а также продукции и услуг не должны включаться затраты, не связанные с их выполнением.
Прямые затраты (ПЗ) на производство строительно-монтажных работ, продукции и услуг определяются по формуле:
Накладные (косвенные) затраты включают:
– административно-хозяйственные расходы, предусматривающие оплату труда административно-хозяйственного персонала, отчисления на социальные нужды (на государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в Государственный фонд занятости населения, на содержание канцелярии и т.д.);
– расходы на организацию работ на строительных площадках, включающие издержки, связанные с износом и ремонтом малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве подрядных работ и не относящихся к основным доходам и т.д.;
– затраты на обслуживание работников строительства, включающие расходы на подготовку и переподготовку кадров, на обеспечение необходимых санитарно-гигиенических и бытовых условий, издержки на охрану труда и технику безопасности и т.д.;
– прочие накладные затраты, платежи по обязательному страхованию имущества строительной организации, по кредитам банка в пределах ставки; расходы на рекламу, связи с общественностью;
– издержки, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на их счет: сюда могут быть включены пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам.
Билет 21. Сметная себестоимость СМР. Понятие, назначение, порядок определения.
Себестоимость строительно-монтажных работ, выполненных строительной организацией собственными силами, определяется по формуле
Сумма прямых затрат (ПЗ) определяется исходя из физического объема работ (в натуральных единицах измерения) и действующих расценок по сметным нормативам за единицу измерения.
В состав прямых затрат входят:
· - стоимость строительных материалов;
· - основная заработная плата рабочих, непосредственно занятых производством строительно-монтажных работ;
· - затраты по эксплуатации машин и механизмов, в том числе заработная плата рабочих занятых управлением строительных машин и механизмов.
Накладные расходы (НР) возмещают строительной организации все затраты, связанные с обеспечением нормальных условий производства работ и быта на строй площадке. Накладные расходы зависят от вида строительства, способа производства работ и вида работ.
В состав накладных расходов входят:
· - административно-хозяйственные расходы, в том числе затраты на содержание легкового транспорта, содержание канцелярии, оплата командировок, затраты на приобретение планочной продукции, затраты на приобретение технической экономической нормативной литературы, подписка на периодические издания;
· - затраты на обслуживание работников строительства (на подготовку и переподготовку кадров, на обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий работника);
· - расходы на организацию работ: затраты на содержание строительных лабораторий, затраты на содержание групп занятых проектирование работ, затраты на содержание пожарной и сторожевой охраны.
Сметная себестоимость строительно-монтажных работ (СМР) определяется проектной организацией в ходе составления необходимого комплекса проектных документов по сметным нормам и текущим ценам на момент ее расчета.
СМР является базой для расчета плановой себестоимости строительно-монтажных работ и позволяет строительной организации прогнозировать предварительно уровень своих будущих затратна заказчику — оценить пределы, в которых может осуществляться торг с подрядной строительной организацией.
Сметная себестоимость является основным показателем, по которому государственные органы налогообложения контролируют прибыльность конкретной сделки строительной организации.
Билет 22. Плановая себестоимость СМР. Понятие, назначение, порядок определения.
По тетради. Плановая себестоимость СМР – это прогноз величины затрат конкретной строительной организации на выполнение СМР.
Плановая себестоимость (ССПЛ) является расчетной величиной и может быть определена по формуле
ССПЛ = СсмР - пн - Δсс + к> (16-3>
Где Сс — сметная стоимость строительно-монтажных работ; ПН — плановые накопления; СС — снижение себестоимости в денежном выражении за счет внедрения орган.-технических мероприятий; К — компенсация в связи с увеличением цен и тарифов по сравнению со сметами.
Цель планирования себестоимости строительно-монтажных работ — определение величины затрат на выполнение работ в установленные договорами сроки при рациональном использовании реально находящихся в распоряжении организации производственных ресурсов.
Расчетная (плановая) себестоимость используется строительной организацией для определения прибыли и возможностей своего производственного и социального развития, построения внутрипроизводственного хозяйственного расчета своих структурных подразделений и для других перспектив.
Планирование себестоимости строительно-монтажных работ ведется строительными организациями самостоятельно и является составной частью их бизнес-плана, осуществляется с применением технико-экономических расходов. Технико-экономические расчеты проводятся, как правило, исходя из физических объемов по видам работ, конструктивным элементам, объектам и их стоимости, определяются на основе проектно-сметной документации и договорных цен. При этом в расчетах учитывается конкретные условия работы строительной организации, технологические и организационные условия, результаты анализа уровня затрат в предыдущем году, возможности повышения экономической эффективности.
Плановая себестоимость строительно-монтажных работ может быть определена технико-экономическим расчетом по статьям затрат на основе плана мероприятий повышения технического и организационного уровня производства по сравнению с предусмотренным в проектно-сметной документации.
Затраты по статье «Материалы» рассчитываются исходя из их потребности, определенной в проектно-сметной документации, их стоимости с учетом расходов на доставку до приобъектного склада и заготовительно-складских расходов. Затраты по статье «Расходы на оплату труда» определяются исходя из проектной потребности в затратах труда рабочих, тарифов, ставок, льгот и компенсаций, финансовых возможностей организации.
Затраты по статье «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» рассчитываются исходя из проектной потребности времени их работы (в том числе определенной и по проекту организации строительства) в машино-сменах (машино-часах) и плановых калькуляций стоимости машино-смен (машино-часов). Затраты по статье «Накладные расходы» определяются на основе смет этих расходов на планируемый период в размерах, определяемых по принятой в строительной организации методике их распределения по объектам.
Мероприятия по повышению технического и организационного уровня производства разрабатываются в разрезе объектов. Они должны обеспечивать снижение стоимости выполняемых работ по сравнению с установленной в проектно-сметной документации за счет применения более дешевых строительных материалов, прогрессивных строительных конструкций, изделий и строительной техники и более совершенной технологии производства, совершенствования организации производства, улучшения использования трудовых ресурсов и др.
Билет 23. Фактическая себестоимость СМР. Понятие, назначение, порядок определения.
По тетради. Фактическая себестоимость – сумма издержек, произведенных конкретной строительно-монтажной организацией в ходе работ сложившихся в строительстве. Целью учета фактической себестоимости является своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат связанных с производством и сдачей работ заказчику по видам и объектам строительства выявление отклонений от ожидаемых значений, а также контроль за использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов.. Учет затрат на производство СМР ведется для каждого заказа нарастающим итогом до окончания его выполнения.
Для строительных организаций, выполняющих однородные процессы производства (например, дорожное строительство) или ведущих строительство однотипных объектов с незначительной продолжительностью строительства (например, серийные коттеджи), допускается метод накопления затрат за определенный период по нормативам используемых ресурсов. В этом случае себестоимость сданных заказчику строительных работ определяется расчетным путем, от удельного веса фактических затрат на выполнение работ, находящихся в незавершенном строительном производстве, и их договорной стоимости — к договорной стоимости сдаваемых работ. Учет затрат на производство осуществляется на основе первичной учетной документации, составляемой с обязательным копированием, обеспечивающим учет по объектам строительства и видам работ.
Билет 24. Пути снижение себестоимости СМР.
Уровень себестоимости строительной продукции в значительной мере определяется самим предприятием-производителем. В основе стоимости издержек производства лежат объективные факторы: потребность в сырье, механизмах, рабочей силе, сложившийся уровень цен на эти ресурсы. В то же время на себестоимость продукции существенно влияет рациональное и эффективное использование этих ресурсов.
Снижения себестоимости строительно-монтажных работ можно достичь за счет:
– применения производительной техники (снизить расходы топлива и электроэнергии, затраты на ремонт и техобслуживание строительных машин и механизмов);
– повышения сменности с изменением режима работы строительных организаций, транспорта, занятого на перевозках в пределах стройплощадки, внедрения экономичной технологии;
– реорганизации управления строительным производством;
– экономии материалов за счет рационального снабжения, хранения и расходования.
Существуют и более тонкие и скрытые факторы, которые требуют привлечения научных методик, обширной информационной базы, экономически высококвалифицированных управленческих кадров:
– выбор рациональных темпов, сроков строительства;
– оптимизация номенклатуры выпуска продукции, типов работ;
– определение рациональной степени использования производственной мощности;
– политика обновления строительных машин;
– набор эффеткивного портфеля запасов;
– оптимальное управление запасами сырья, материалов, конструкций;
– профессиональный маркетинг.
Традиционные факторы оцениваются следующим образом.
А. Снижения себестоимости СМР (См) можно достичь за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции и определить по формуле
Б. Снижение себестоимости СМР (Св) за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин л механизмов можно рассчитать по формуле
В. Снижение себестоимости СМР от овышения производительности труда за счет увелечения сборности строительства определяется по формуле
Особое внимание необходимо уделить элементу «Сокращение накладных расходов».. В этих целях составляется реальная смета закладных расходов и делается сопоставление ее с размером накладных расходов, предусмотренных в сметной стоимости СМР. При разработке накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным статьям сметы с учетом экономии от организационно-производственных и хозяйственных мероприятий. При этом дополнительная заработная плата определяется на основе данных плана по труду, а расходы на социальное страхование — исходя из фонда заработной платы и установленных ставок отделений на социальное страхование; расходы по медицинскому обслуживанию рабочих определяются на основе специальных расчетов; износ временных (нетитульных) приспособлений и устройств, сооружений рассчитывается исходя из установленных норм износа. Для дополнительного обоснования расчетов по составлению сметы накладных расходов проводится расчет экономии накладных расходов за счет относительного уменьшения их условно-постоянной части в связи с ростом объема строительно-монтажных работ и сокращением продолжительности строительства в планируемом периоде по сравнению с базовым годом.
Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьшение накладных расходов на величину, определяемую по формуле
Рост выработки в сравнении со сметой снизит накладные расходы на величину, определяемую по формуле
Снижение уровня накладных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих можно определить по формуле
Коэффициенты Кп, Кв, К3, входящие в состав трех последних формул, определяются для каждой строительной организации исходя из ее особенностей.
В строительном производстве возможно применение других мер по снижению себестоимости СМР, обоснованных как практически, так и теоретически.
Плановая себестоимость СМР:понятие, назначение, порядок определения.
Плановая себестоимость строительно-монтажных работ представляет собой прогноз величины затрат конкретной строительной организации на выполнение определенного комплекса строительно-монтажных работ.
Расчетная (плановая) себестоимость строительно-монтажных работ используется строительной организацией для определения прибыли и возможностей своего производственного и социального развития, построения внутрипроизвод-ственного хозяйственного расчета своих структурных подразделений и для других целей.
Планирование себестоимости СМР ведется строительными организация самостоятельно и является составной частью их бизнес-плана.
Порядок и методы планирования себестоимости СМР каждая строительная организация может устанавливать самостоятельно, исходя из условий своей деятельности.
При этом плановая себестоимость работ может рассчитываться
* по отдельным объектам;
* по подрядным договорам;
* на производственную программу в целом.
Плановая себестоимость СМР может быть определена технико-экономическим расчетом по статьям затрат на основе плана мероприятий повышения технического и организационного уровня производства по сравнению с предусмотренным в проектно-сметной документации.
Точность расчета плановой себестоимости тем выше, чем более дробными являются рассчитываемые мероприятия.
Определение размера снижения себестоимости по крупным элементам планируемых издержек может быть осуществлено в следующем порядке:
1) снижение себестоимости СМР как следствие уменьшения затрат на строительные материалы и конструкции можно рассчитывать по формуле:
См=Ум.о.[ 1-(100-Ур)*(100-Уц)]
100*100
Ум.о – удельный вес затрат на материалы и конструкции в процентах к сметной стоимости всех СМР;
Ур,Уц – соответственно процент снижения нормы расхода и цены материалов и конструкций.
2) уменьшение расходов на эксплуатацию строительных машин на планируемый период, можно прогнозировать исходя из планируемого повышения норм выработки машин по формуле:
Смех.=Умех.о*Пу.п*Рмех.
(100+Рмех)*100
Умех.о – уровень расходов на эксплуатацию строительных машин в общей стоимости выполненных работ, %
Пу.п – доля условно-постоянных расходов на эксплуатацию строительных машин в общей стоимости работ, %
Рмех – планируемый процент увеличения выработки машин.
3) снижение себестоимости СМР за счет роста производительности труда, происходит лишь при опережении этим показателем темпов роста заработной платы.
Сз=(1-Из.п)*Уз.п
Ип.т
Из.п -рост заработной платы в сравнении с заложенной в сметах, %
Ип.т- рост производительности труда в сравнении с предусмотренными в смете, %
Уз.п- удельный вес заработной платы в себестоимости СМР, %.