Основные направления преобразования собственности

Первый серьезный переворот в отноше­ниях собственности на средства производ­ства в нашей стране произошел в 1917 г. Социалистическая революция изменила экономические основы общественного строя. Она была проведена путем на­ционализации, или огосударствления, крупной промышленности, банков, железных дорог, учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

В СССР с 30‑х гг. утвердился общественный строй, получивший в эконо­мической литературе название государственного социализма. Он характеризовался монополизацией собственности государством. Трудящиеся оказались наемными работниками государства, отчужденными от материальных условий труда и его плодов, от управления производством, превратились в простых исполнителей распоряжений вышестоящих органов. Всеохватыва­ю­щее огосударствление экономики приве­ло, во‑первых, к более обострявшему­ся противоречию между необходи­мостью применять общенародную собственность для достижения высоко­го уровня жизни всех членов общества и использованием государством доходов от этой собственности в иных (во многом – оборонно‑политических) целях. Во‑вторых, выявилась неспособность централизо­ванного государственного хозяйствования быстро и эффективно удовле­творять потребности населения, которые ускоренно прогрессируют в условиях научно‑технической революции.

Указанные противоречия могут быть решены посредством коренного изменения господствующей государственной формы собственности. Сущность преобразований состоит

– в устранении безраздельного присвоения государством основных средств производства;

– проведении в значительных масштабах разго­сударствления собственности.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Разгосударствление предполагает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий предприятиям. Разгосударствление не подразумевает полный уход государства из экономической сферы. Государственное регулирование необходимо и эффективно, но лишь в определенных пределах (подробнее об этом будет сказано в других главах учебного пособия).

Разгосударствление осуществляется по следующим направлениям:

– разгосударствление процессов присвоения, демонополизация;

– создание многообразных форм хозяйствования;

– формирование новых организационных структур (концерны, консорциумы, ассоциации и т. п.).

В целом, разгосударствление направлено на развитие конкуренции и предпринимательства.

Приватизация тесно связана с разгосударствлением. Это одно из направлений разгосударствления собственности, состоящее в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от размеров национализации частного сектора в предшествующий период. Так, в США, ФРГ, Японии приватизация проявляется слабо, в отличие от Великобритании и Франции, где она осуществляется в широких масштабах. Например, в Англии консервативное правительство в 1979 г. из‑за недостаточной эффективности государственного сектора решило сократить его размеры. Проводимая им приватизация состояла в следующих мерах: а) продаже государственных предприятий; б) реализации на рынке ценных бумаг принадлежащих государству акций корпораций; в) продаже муниципальных домов их жильцам.

Можно выделить следующие формы приватизации:

- бесплатная передача собственности;

- выкуп предприятий на льготных условиях;

- продажа акций;

- сдача предприятий в аренду;

- продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу или без него.

Приватизация в нашей стране началась с октября 1992 г. На первом ее этапе, так называемой ваучерной приватизации,ставилась задача покончить с господством государственной собственности. С помощью приватизационных чеков (ваучеров) происходила бесплатная передача гражданам в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах.

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этапприватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно было продаваться за деньги.

Процесс приватизации – это длительный процесс. Например, в Западной Европе он занял 10–15 лет. В каждой стране приватизация решает определенные задачи. В России целями приватизации стали:

– формирование слоя частных собственников‑предпринимателей;

– повышение эффективности экономики;

– создание конкурентной среды;

– демонополизация экономики;

– привлечение иностранных инвестиций;

– социальная защита населения за счет средств от приватизации.

Не все из перечисленных задач были реализованы в полной мере. В России приватизация часто проводилась с нарушениями нормальных условий ее проведения. Ее масштабы не всегда соответствовали степени реального обобществления хозяйства. В первые годы реформ был нанесен большой ущерб оборонно‑промышленному комплексу, призванному обеспечивать надежную обо­роноспособность страны. Приватизация проводилась быстрыми темпами. Ей не предшествовала какая‑либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий (опись их имущества). В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (они часто продавались по ос­таточной стоимости – по стоимости полностью износившегося оборудо­вания). Разгосударствление господствующей формы собственности в нашей стране привело к возникновению совершенно новой структуры отноше­ний присвоения. Было разрушено господство государственной собственности как основы со­циализма. Стала формироваться многоукладная экономика, включаю­щая все типы присвоения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: