Объектами государственного управления на макроуровне экономических процессов в сфере промышленности выступают межотраслевые народнохозяйственные комплексы, т.е. совокупность (система) предприятий, которые экономически, технологически и организационно взаимосвязаны между собой и выпускают готовй для конечного использования определенный продукт. В состав межотраслевых народнохозяйственных комплексов Украины входят: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, военно-промышленный, транспортный, аграрно-промышленный, химико-лесной, строительных материалов и социальный.
Стратегическая цель промышленной политики – формирование конкурентноспособных национальных комплексов и производств.
Основные задачи государственного регулирования промышленности:
n формирование конкурентноспособного национального рынка промышленной продукции;
n стабилизация основных показателей промышленного производства;
n структурная перестройка промышленности;
n техническое и технологическое обновление отраслей промышленности;
n повышение конкурентноспособности отечественных товаров промышленного производства;
n развитие импортозаменяющего и экспортного производства;
n обеспечение экологичности промышленного производства и т.п.
Основные механизмы государственного регулирования промышленности.
1. Кредитно-денежная политика государства.
2. Инвестиционно-инновационная политика.
3. Бюджетное финансирование.
4. Государственное регулирование цен на продукцию промышленного характера.
5. Ускоренная амортизация.
6. Прямое регулирование государственного сектора.
7. Государственный контроль за деятельностью монополий, в том числе естественных.
8. Государственная поддержка межотраслевой кооперации.
9. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций.
10. Государственная экспертиза качества товаров, их соответсвия национальным и международным стандартам.
2. Государственное регулирование земельных отношений.
Указы президента Украины «О неотложных мероприятиях по ускорению реформирования аграрного сектора экономики», «О продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения» заложили основу начала земельной реформы в нашей стране. Эти процессы ускорились после принятия Верховным Советом Украины «Земельного кодекса».
В процессе реформирования с особой остротой встала проблема реальной оценки стоимости земельных участков, которая бы учитывала, в том числе, и величину земельной ренты. В бывшем СССР дифференциальная рента І изымалась государством через механизм самых низких закупочных цен в наиболее благоприятных для ведения сельского хозяйства условиях и систему обязательных поставок сельскохозяйственной продукции по этим ценам. Дифференциальная рента ІІ оставалась преимущественно в хозяйствах и использовалась для развития производства, а также для частичного дополнительного стимулирования работников совхозов и колхозов.
В настоящее время дифференциальная рента в Украине должна изыматься через механизм рентных платежей за землю, размер которых будет зависеть от качества земли. Оценка качества земли (ее плодородие, обеспеченность влагой, теплом, а также месторасположение участков, их конфигурация) дана в государственном земельном кадастре. Государственный земельный кадастр состоит из четырех частей: 1)регистрация землепользования; 2)государственный учет количества земель; 3)бонитирование грунтов; 4) экономическая оценка земли.
Главная задача последней из выделенных частей – экономической оценки земли – с достаточной точностью отразить отличия в качестве земель с точки зрения экономического плодородия в условиях достигнутого уровня земледелия. Эту оценку выполняют с учетом местных природных и экономических условий производства продукции, промышленных центров, путей сообщения. Экономическая оценка позволяет определить уровень влияния разных факторов на процесс сельскохозяйственного производства.
Общую экономическую оценку осуществляют при помощи следующих показателей: стоимости валовой продукции, окупаемости затрат и дифференциальный доход. Исходным показателем экономической оценки выступает урожайность.
Учитывая тот факт, что рыночные отношения в сельском хозяйстве Украины еще не развиты, то во многом величина ренты, включаемая в стоимость земельных участков, определяется при помощи государства. Основными государственными актами, которые регулирует отношения в данной сфере, являются Закон Украины “О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О плате за землю» от 19 марта 1996 года, «Методика денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов», утвержденная Постановлением Кабинета Министров от 23 марта 19995 года №213.
Данная методика базируется на методе капитализации рентного дохода. Согласно этому методу оценку земель проводят при помощи совокупного рентного дохода, который включает в себя:
1) дифференциальную ренту І, которая зависит от качества и места расположения земельных участков;
2)дифференциальную ренту ІІ, созданную за счет более интенсивного использования земли;
3) абсолютную (чистую экономическую) ренту.
Дифференциальный рентный доход предлагается исчислять при помощи следующей формулы:
Рдиф.= (У∙ Ц – З - З∙ К): Ц; [9, 24] где:
Рдиф –дифференциальный рентный доход с 1 га пашни;
У – урожайность зерновых с 1 га пашни;
Ц – цена реализации 1 ц зерна;
З – производственные
К – коэффициент нормы рентабельности (0,35).
Кроме дифференциального рентного дохода, в сельском хозяйстве, независимо от их качества и месторасположения, существует и чистая экономическая (абсолютная) рента, которая по подсчетам ученых института аграрной экономики им. А.Г. Шлихтера УАНН в период оценки земель соответствует 1,6 ц зерна. Общий рентный доход исчисляют как сумму дифференциальной и абсолютной ренты.
Можно предположить, что данная методика все таки носит искусственный характер, так как реальная цена земли, величина ренты в условиях рыночного хозяйства определяется за счет механизмов спроса и предложения на земельные ресурсы, продукцию сельского хозяйства. Однако, подобный рыночный механизм в Украине пока не действует, в силу того, что процесс купли продажи земельных участков еще не приобрел цивилизованных форм.
В этой связи, в нашей стране продолжается оживленная дискуссия по поводу целесообразности введения института частной собственности на землю. Отмечается, что процесс превращения земли в товар имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Его положительными сторонами являются формирование полноценного хозяина земли, возможность реализации частнособственнической инициативы в сельском хозяйстве, создание материальных предпосылок для вложения инвестиций, в том числе и иностранных и т.п.
Отрицательной стороной превращения земли в товар в условиях современной Украины является возможность концентрации значительного количества земли в руках спекулянтов (по оценкам специалистов, средняя цена гектара земли на Украине – 5-15 тыс. долл. США), которые не будут заинтересованы в производительном использовании земли. Следовательно, это не приведет к формированию такого реального собственника, который будет работать на земле. В то же время, сторонники активных земельных реформ резонно замечают, что при помощи законодательных норм, можно создать реальную преграду на пути реализации именно спекулятивного мотива купли-продажи земли.