В Америке европейцы столкнулись с совершенно иным состоянием общества, чем то, которое существовало не только в Европе, но и в государствах Азии. И для обозначения этого состояния употреблялось слово «дикость»
В совокупности с идеей прогресса возникает трехчленная стадиальная типология человеческих обществ как стадии дикости:
· дикарские
· варварские
· цивилизованные (Жан Боден (1530-1596), Адам Фергюсон (1723-1816)
Параллельно с подразделением человеческой истории самое время и на том же самом материале складывалась четырехчленная периодизация истории, основывающаяся на формах хозяйственной деятельности:
· охотничье-собирательская (дикарская)
· пастушеская (варварская)
· земледельческая ( варварская)
· торгово-промышленная стадии (цивилизация )
Впервые эта концепция была изложена в работе французского экономиста Анн Робера Жака Тюрго «Рассуждения о всеобщей истории» (ок. 1750 г.) и в лекциях, которые читал в начале 50-х годов XVlll в. Адам Смит.
Идея прогресса в XVlll веке: оптимизм и пессимизм.
Основное связано с оптимизмом и пессимизмом.
Наивысшее выражение идея прогресса получила в написанном в 1794 г. Труде Мари Жана Антуана Никола Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Развитие человечества представлялось им как непрерывное поступательное движение «по пути истины, добродетели и счастья».
Оппонентом Кондарсе выступил Жан-Жак Руссо В труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755г.) он выделяет два основных состояния человечества первоначальное, которое называет естественным, и более позднее, которое именуется им и гражданским, и цивилизованным. Он говорит, что неравенство происходит из- за образования государства. Человек утрачивает свое естественное состояние и переходит к стадии цивилизации, где он утрачивает подлинные свои свободы.
Жан-Жак Руссо «Возникновение государством, общества и законов уничтожает естественную свободу, устанавливает закон собственности и неравенства, обращает человека на труд рабство и нищету”.