Деятельностный подход в понимании общества и культуры

Специфический способ существования, выделяющим людей из природы и противопоставляющей ей является целенаправленная, адаптивно-адаптирующая деятельность человеческих индивидов и групп (адаптируется и изменяет, адаптирует).

Деятельность в современных науках об обществе считается субстанцией социальной реальности.

Деятельность оказывается наиболее широким понятием в социальной философии и философии культуры, исходным по отношению к другим категориям, включая «социум», «общество», «история» и «культура». Все это- результаты и способы осуществления человеческой деятельности. В обществе не может быть ничего социального вне деятельности. Камень становится социальным, как только становится предметом человеческой деятельности.

Статус социального, культурного обретает любое явление, вовлеченное в «силовое поле» деятельности, вне зависимости от естественного или искусственного происхождения.

Т.е. культурными становятся любые образования, созданные природой, но используемые людьми в своей практической деятельности. И наоборот, артефакты, «выпавшие» из деятельности автоматически теряют свойства социальных, культурных.

Свойства деятельности:

1. Предметность.

Законченной деятельностью мы можем считать, такую, в которой целепостановка переходит в фазу целереализации, т.е. воплощается в реальном мире. Человеческая деятельность всегда представляет собой физический процесс в полном соответствии с законами природы.

Есть мыслительная деятельность, с точки зрения подхода это не деятельность, так как она не предметна, она не овеществлена. Например, Роден, подумал и потом что то написал, передал другому – тогда деятельность, а так мыслительная деятельность – это предпосылка к реальной деятельности.

2. Адаптивно-адаптирующий характер.

Человеческая деятельность предполагает не только присваивание, но и преобразование природы. Возникает вопрос – что отличает трудовую деятельность человека от прототрудовой целесообразной активности животных? Мы наблюдаем в природе адаптацию тоже: пчелы, бобры. Возникает вопрос – чем же умелый бобер отличается от неумелого архитектора? Все дело в идеальном плане. Была задумка, хотя не известно, что в голове бобра J

3. Целенаправленность, целеполагание, способность к эвристическому и символическому поведению.

Информационной спецификой человеческой деятельности считается ее целенаправленность, в отличие от целесообразности в поведении животных. Т.е. человек способен не только отображать, но и моделировать на уровне абстрактного мышления, строить идеальный образ, предвидеть возможное развитие поведенчески значимых ситуаций, выстраивать цепь событий. Бобер не просто строит хатку, а чтобы не замерзнуть – целесообразность.

4. Орудийность.

Только человек способен опосредовать свое воздействие на окружающую среду специально искусственно созданными средствами труда, отличными от органов тела и приспособленными для многократного использования и хранения.

Следует подчеркнуть неразрывную связь двух признаков человеческой деятельности – сознания, как высшей формы информационной ориентации в среде, и «орудийного» труда, как высшей формы адаптивного отношения к ней.

Таким образом, понять сущность общества и культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу, т.е. социализацию.

• В каждом социальном действии - независимо от его характера и направленности - могут быть выделены два обязательных структурных компонента:

• субъект действия или тот, кто действует;

• объект действия, то, на что направлена его деятельная способность.

• Попросту говоря, человек, севший за обеденный стол, является субъектом "процесса питания", в то время как съеденная человеком котлета является его объектом; дровосек, рубящий дерево, является субъектом лесозаготовки, а дерево - его объектом.

• Вопрос: что представляет собой вилка в руках едока или топор в руках лесоруба?

Определения:

Субъект - "инициирующая сторона" деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы.

Объект - "инициируемая сторона" деятельности, то, на что направлена деятельностная способность субъекта, отсутствующая у объекта.

Вопрос:

в столкновении физических тел мы без труда обнаружим различие инициирующей и инициируемой, "активной" и "пассивной" сторон взаимодействия, с которыми связывается различие субъекта и объекта социального действия.

Но значит ли это, что ветер, ломающий деревья, или корова, щиплющая траву, заслуживают названия "субъекта"?

• Статусом субъекта обладает носитель не всякой, а лишь целенаправленной активности обладающий сознанием и волей, опосредующими его связь с объектом деятельности.

• Этими двумя "частями" и ограничивается набор структурных компонентов простейшего социального действия.

Некоторые философы наряду с субъектом и объектом включают в структуру действия потребности, интересы, цели, мотивы, стимулы, ценности и др. явления социальной деятельности.

Эти и подобные явления представляют собой не части социального действия, а возникающие в процессе их взаимоопосредования свойства, состояния частей или действия, взятого в целом (свойства субъекта, если речь идет о потребностях, интересах, целях, мотивах и пр.; свойства объекта, если иметь в виду характеризующую его значимость, ценность и т.д.).

Иного превращают "бинарную" структуру действия в "триаду", выделив наряду с субъектом и объектом некое отличное от них средство деятельности.

Выделение средств или орудий деятельности является необходимым условием ее содержательного анализа.

Однако эта необходимость отнюдь не изначальна - она возникает при рассмотрении структур общественного производства, куда более конкретных, чем изначальные структуры действия.

В реальных актах труда, место абстрактного "объекта вообще" занимают конкретные спецификации социальной предметности, распадающиеся на функционально различные "средства труда" и "предметы труда".

В этой форме - опосредующего и опосредованного объекта деятельности - выступает потенциальное различие реальных средств и предметов трудовой активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: