Общие положения. В современной практике государственного регулирования занятости выделяют две ее основные формы

В современной практике государственного регулирования занятости выделяют две ее основные формы:

1. Пассивная политика регулирования рынка труда, под которой понимаются мероприятия, направленные, главным образом, на поддержание определенных уровней доходов незанятых и не допущение критической ситуации на рынке труда. (Например, выплата пособий по безработице; реализация различных государственных программ по поддержанию доходов незанятых; меры, ограничивающие предложение рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного выхода на пенсию, ограничения притока иностранных рабочих, содействие их репатриации и т.п.).

2. Активная политика регулирования рынка труда, которая нацелена на уменьшение существующего уровня безработицы, создание необходимых условий для повышения числа рабочих мест, улучшение структуры рабочей силы, повышение степени их пригодности для рынка труда. В ее рамках государств осуществляет затраты на подготовку и переподготовку, повышение уровня адаптации работника к быстроменяющейся ситуации на рынке труда. Большая роль отводится местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Для поощрения региональной мобильности, в частности, государство компенсирует расходы по переезду на новое место работы и жительства.

Реализация цели достижения эффективной занятости возможна за счет применения различных методов. Наиболее распространенные из них можно обобщить в две группы, каждая из которых реализует свои специфические цели регулирования занятости.

Первая группа методов способствует, прежде всего, созданию новых рабочих мест. Примерами подобной направленности государственного регулирования занятости являются:

1. Создание государственных предприятий и развитие государственного предпринимательства.

2. Осуществление государственных программ общественных работ.

3. Государственные закупки товаров и услуг.

4. Государственные заказы и подряды.

5. Субсидии и льготные налоговые режимы для предпринимателей, деятельность которых способствует созданию новых рабочих мест в экономически отсталых регионах.

6. Субсидии и льготный налоговый режим для предпринимателей за трудоустройство малоконкурентных групп населения (молодежи, инвалидов, женщин с малолетними детьми и т.д.).

7. Содействие повышению накопления и прибыльности частного предпринимательства.

Вторая группа методов государственного регулирования занятости нацелена на повышение мобильности рабочей силы, усиление гибкости национального рынка труда. В эту группу следует отнести следующие методы воздействия государства на эффективную занятость:

1. Стимулирование и поддержка частных проектов обучения и переобучения кадров.

2. Предоставление помощи безработным, регулирование продолжительности рабочего дня.

3. Введение антидискриминационного и миграционного законодательства, правовая регламентация условий увольнения.

4. Создание бирж труда, банков данных о трудовых ресурсах, служб информации, государственных центров подготовки и переподготовки кадров.

Очевидно, что деление методов государственного регулирования на две группы имеет, прежде всего, теоретический характер, так как в реальной практике эти методы тесто взаимодействуют, взаимно дополняют друг друга.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: