Допустимый риск и критерий его приемлемости: императив безопасности человека базируется на аксиоме, суть которой заключается в том, что каждый элемент деятельности (предметы, средства и продукты труда; технологии; источники энергии; люди, участвующие в производстве, и взаимоотношения между ними и т.п.), равно как и деятельность в целом, потенциально опасны или вредны. Под обеспечением безопасности людей понимается соответствующим образом организованная деятельность, целью которой является снижение величины риска до приемлемого (допустимого) уровня. Приемлемый уровень риска формируется индивидуальным и общественным сознанием и является функцией социального, экономического и культурного уровня развития общества. Приемлемый уровень риска - это вероятность события, негативными последствиями которого на данном этапе развития можно пренебречь. Необходимость снижения риска до приемлемого уровня является прямым следствием невозможности обеспечить нулевой уровень риска. Превентивные мероприятия, обеспечивающие подавление риска на приемлемом уровне, предусматриваются на всех стадиях производственной деятельности: научный замысел - проектирование - создание объекта - его эксплуатация -модернизация и т.п. Приемлемый уровень риска отражается во многих пословицах разных народов. Например, в русских пословицах: "Риск - благородное дело"; "Волков бояться - в лес не ходить". Во второй пословице предельно кратко обозначены два вида рисков, между которыми человеку в повседневной жизни часто приходится делать выбор. Первый риск - стать жертвой волка, второй -жертвой голода или холода. Второй риск намного выше первого, почему и считается неприемлемым второй риск и приемлемым первый. Пословица "трус не рискует" указывает на то, что у разных людей разный уровень приемлемости риска.
Склонность людей к рискованному для своей жизни поведению объясняется с эволюционной точки зрения, которая укладывается в дарвиновскую теорию естественного отбора. Согласно этой точке зрения, в борьбе за свое существование человек как вид должен был соблюдать некоторый приемлемый порог рискованного для своей жизни поведения, в противном случае он был бы уничтожен враждебным ему окружением либо выродился в результате пассивного поведения. Каждый отдельно взятый человек на производстве и в быту ежедневно и ежечасно вынужден оценивать риск для своей собственной жизни при достижении определенной цели. При этом одна цель отвергается как неприемлемая вследствие того, что ее достижение сопровождается слишком большим с точки зрения человека риском собственной гибели, другая же цель преследуется, так как риск собственной гибели рассматривается в этом случае пренебрежимо малым. Индивидуальный приемлемый уровень риска собственной гибели формируется с детства и зависит от пола, возраста, образования, воспитания, профессии, места жительства и т.п. Ясно, что у каждого человека свои собственные понятия об уровне приемлемого риска, которые с течением жизни меняются. В явном виде это можно наблюдать на пешеходном переходе через автомобильную дорогу с интенсивным движением, где пешеходы останавливаются на разном расстоянии от потока автомобилей, в разные моменты времени и с разной скоростью начинают переходить улицу. В результате вероятность гибели людей оказывается разной. Таким образом, критерием приемлемости риска можно считать поведение дееспособного человека в конкретной более или менее опасной для его жизни ситуации.
Критерий приемлемости риска смерти людей, регламентируемый государством.
Наблюдаемая смертность людей в стране есть отражение социального, экономического и культурного уровня ее развития. Считается, что если общество (государство) не предпринимает мер по снижению наблюдаемого уровня риска гибели людей при несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, а также уровня риска умереть от болезни, следовательно, оно считает наблюдаемый риск смерти людей социально приемлемым. Критерием приемлемости могут служить ассигнования, выделяемые на здравоохранение и обеспечение безопасности людей в широком смысле (охрана труда, аварийно-спасательные службы и т.п.). Если численность населения страны растет и ассигнования на указанные цели также растут пропорционально численности населения, значит уровень риска смерти людей признается социально приемлемым. Социально неприемлемый уровень риска смерти людей наблюдается тогда, когда государство наращивает ассигнования на обеспечение безопасности людей более быстрыми темпами, чем растет численность населения. Такое в СССР наблюдалось непрерывно с 1950 по 1964 г. Далее, с 1965 по 1987 г. наблюдаемая смертность людей признавалась государством социально приемлемой, так как ассигнования, выделяемые на здравоохранение и обеспечение безопасности людей, едва поспевали за ростом численности населения, а в некоторые годы существенно снижались. В 1987 г. советское правительство признает, что в стране наблюдается недопустимо высокий уровень смертности. Как результат. Совет Министров СССР разрабатывает документ под названием "Основные направления развития охраны здоровья населения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года". Резко увеличиваются ассигнования на здравоохранение и охрану труда. Наконец, после целой серии аварий, катастроф и стихийных бедствий, наиболее губительными и разрушительными из которых были Чернобыльская катастрофа в 1986 г. и катастрофическое землетрясение в Армении в 1988 г., советское правительство приступает к созданию общенациональной аварийно-спасательной службы. Это указывает на то, что уровень риска гибели людей при несчастных случаях, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях был признан неприемлемым.
Субъективные оценки людей об окружающих опасностях: индивидуальные представления людей о степени риска при воздействии различных опасных факторов могут значительно отличаться от реально наблюдаемого риска (статистических данных) как в сторону его завышения, так и занижения. Результаты социологического исследования трех групп граждан США показали, что только небольшая доля опасных факторов оценивается примерно тем уровнем риска, который отмечается в статистических данных. Риск от основной массы опасных факторов либо переоценивается, либо недооценивается. Например, уровень риска от атомной энергетики переоценивается настолько, что по степени опасности она ставится на первое место среди всех опасных факторов, тогда как в действительности она занимает 20-е место. В этом случае влияние на мнение людей оказывает Чернобыльская катастрофа. Уровень риска от воздействия электричества, наоборот, недооценивается в значительной мере всеми группами населения США. Причина этого заключается в недостаточной информированности населения об этом виде опасности (по потреблению электроэнергии на душу населения США занимают первое место в мире и опережают в два раза наиболее развитые страны).
Классификация риска гибели людей: по отношению человека к риску он подразделяется на добровольный и вынужденный. Под добровольным риском понимается риск, от которого человек может отказаться. Например, при наличии железной дороги человек выбирает авиационный транспорт. В этом случае риск погибнуть в авиационной катастрофе обменивается на экономию времени. Риск является вынужденным, если у человека нет выбора. Отсутствие других видов транспорта может заставить человека воспользоваться авиационным.
По своим масштабам риск подразделяется на ординарный и катастрофический. Критерием разделения этих видов риска может служить одновременное число возможных жертв. Риск аварии на химическом заводе или объекте атомной энергетики относят к катастрофическому, риск погибнуть одному человеку в дорожно-транспортном происшествии - к ординарному. Риск гибели при пожаре может быть как ординарным, так и катастрофическим.
По происхождению риск подразделяется на природный и связанный с человеческой деятельностью (технический, технологический, социальный) - техногенный.
По скорости проявления, в случае его реализации, риск подразделяется на риск скорой и отдаленной смерти. Например, при аварии, катастрофе или стихийном бедствии смерть человека в результате травмы наступает в момент этих событий, тогда как при химических или ядерных авариях отравленные и облученные люди начинают заболевать и умирать значительное время спустя. Аналогичная ситуация и с профессиональными заболеваниями.
По времени существования риск подразделяется на непрерывный и дискретный. Люди, живущие в окрестностях вулкана, химического завода, ядерного объекта, в сейсмоопасной зоне непрерывно, в любое время суток подвергаются риску гибели, тогда как используя транспортные средства, они подвергаются риску гибели от этого вида транспорта только в течение некоторого промежутка времени.
По возможности контроля и снижения риск подразделяется на контролируемый и неконтролируемый. Риск, создаваемый человеческой деятельностью, считается в большинстве случаев контролируемым, а природный риск - неконтролируемым.
По степени известности для населения риск подразделяется на известный и новый. Известный риск - это риск, который проявил себя раньше и все последствия которого изучены и хорошо известны людям (наводнения, землетрясения, дорожно-транспортные происшествия и т.п.). Новый (неизвестный) риск связывают главным образом с человеческой деятельностью. В свое время паровоз, автомобиль, самолет и т.п. представляли собой для населения новый вид риска. Ядерную энергетику в наше время относят к новому виду риска.
По форме существования риск подразделяется на явный и скрытый. Явный риск - видимая и хорошо осознаваемая опасность (движущийся автомобиль, локомотив, детали работающей машины, станка и т.п.),скрытый риск - невидимая и плохо осознаваемая опасность (электричество, ионизирующее излучение, недоброкачественные продукты питания, лекарства с побочным вредным эффектом и т.п.).
По пользе, приносимой источником риска, он подразделяется на полезный и сомнительный. Примеры полезного риска - все виды транспорта, технологии, машины и т.п. Сомнительный риск - авто- и мотогонки, альпинизм, опасные виды спорта и развлечений. В категорию сомнительного риска во многих странах попала ядерная энергетика. Население этих стран считает, что польза от ядерной энергетики не соответствует той опасности, которую она представляет для населения, тогда как ученые и специалисты доказывают обратное. В табл. 1.2 представлена классификация риска.
Таблица 1.2
Классификация риска
Классификация риска | Характеристика риска | |||
По отношению человека к риску | Добровольный Вынужденный | |||
По масштабам | Ординарный Катастрофический | |||
По происхождению | Природный Связанный с человеческой деятельностью (тсхногенный) | |||
По скорости проявления опасности при его реализации | Скорый Отдаленный | |||
По времени существования | Непрерывный Дискретный | |||
По возможности контроля | Контролируемый Неконтролируемый | |||
По полезности источника риска | Полезный Сомнительный | |||
По форме существования | Явный Скрытый | |||
По степени известности | Известный Новый | |||
Зависимость приемлемого уровня риска от его характеристики: как показали исследования, проведенные в США, приемлемый уровень риска зависит от его характеристик. Например, в США ежегодно в дорожно-транспортных авариях погибает около 50 тыс. человек, а в авиационных катастрофах приблизительно 200, и тем не менее большинство населения рассматривает авиационный транспорт как более опасный. Причины этого разные, но главная - масштаб катастрофы, т.е. одновременная гибель большого числа людей. В табл. 1.3 представлены уровни приемлемости риска населением США в зависимости от характеристики риска. Полученные числа базируются не на опросах населения, а на реальном поведении людей в рискованных ситуациях, которые не исключали их гибель.
Таблица 1.3