Говоря о европейском Средневековье, занявшем исторический период с V по XIV вв., следует, во-первых, отметить, что наука и философия в эту эпоху были столь сильно взаимосвязаны, что почти не различимы. Это. Во-вторых, они оказались под мощным контролем христианской церкви, что дало определенное основание французским просветителям XVIII в. характеризовать Средневековье, как «мрачную ночь разума».
Однако такая однозначно отрицательная оценка представляется не совсем состоятельной. Дело в том, что первоначальный упадок экономики и науки в Европе после крушения Римской империи постепенно сменился хотя и медленным, но неуклонным подъемом материального производства, что требовало, в свою очередь, дальнейшего развития и накопления научных знаний. Культура Средневековья, в том числе и его наука, явились тем самым не только необходимым, но и во многом ключевым моментом в дальнейшей истории европейской культуры.
Средневековье – время, когда появились первые европейские университеты, которые становятся центрами изучения не только богословия и философии, но и естествознания: В XII веке – университет в Париже (Сорбонна) и Оксфордский университет в Англии, там же в XIII веке – Кембриджский университет, следом – университеты в Праге и Кракове.
|
|
Значительное развитие в Средневековье получили астрономия и математика. В XIII веке в Испании была построена астрономическая обсерватория. Составляются новые планетные таблицы, основанные на аристотелевско-птолемеевской системе, отличавшиеся, однако, большей точностью. В истории математики известен труд Леонардо Фибоначчи «Книга об Абаке» (1202 г.), которая представляла полное (для того времени) изложение основ арифметики и алгебры. Эта книга, написанная прекрасным языком, давала картину математических знаний, усвоенных европейцами в начале XIII в.
Появились некоторые технические усовершенствования. В связи с распространением железного плуга и других сельскохозяйственных орудий, появлением пороха и огнестрельного оружия возросла потребность в металле. Чтобы приводить в действие меха для дутья и тяжелые молоты для дробления руд, стало применяться водяное колесо. С усилением тяги в печах вместо ковкой массы стали получать плавкую массу – чугун. В XII в. усилился интерес к геометрической оптике, тогда же появляется шелководство, строятся ветряные мельницы, открывается секрет магнитной стрелки; она начинает широко применяться в мореплавании. Со второй половины XIII в. начинается изготовление очков, изобретаются часы с колесиками. В конце XII – начале XIII веков переводятся на латинский язык основные работы Аристотеля, которые канонизируются и изучаются во всех университетах Европы, а сам он становится непререкаемым научным авторитетом,
|
|
Пожалуй, наиболее известным ученым XIII в. был англичанин Роджер Бэкон (1214 – 1294). В круг его научных интересов входят, прежде всего, проблемы естествознания. Одним из первых он обращает внимание на значение для науки экспериментального исследования, указывает на большое значение астрономии для ведения точной хронологии и разрабатывает проект реформы Юлианского календаря. Он также писал о порохе и его применении, разработал конструкции телескопа и микроскопа, мечтал о лодках без гребцов и повозках, передвигающихся с невообразимой быстротой без всякой запряжки лошадей, летательных машинах с крыльями и т.д. И все же опыта, полагал он, недостаточно для достижения истины, поэтому на помощь ему должны быть привлечены высшие способы познания – прежде всего, философия и богословие. Тем самым Р. Бэкон, как и большинство мыслителей того времени, остается еще на почве философско-схоластических умозрительных построений.
Однако именно в этот период начала приоткрываться дверь, ведущая к становлению новой методологии научного познания. Значительную роль в этом сыграл спор о природе универсалий (общих понятий), разгоревшийся между двумя направлениями схоластики – номинализмом и реализмом. В Новое время он привел к появлению двух основных трактовок в понимании природы знания и методологии научного познания: эмпиризма и основанного на нем индуктивного метода, с одной стороны, и рационализма, лежащего в основе разработки дедуктивного метода, с другой.
Видными представителями номинализма были Уильям Оккам (1285–1349) и Пьер Абеляр (1079–1142).
Оккам, стоявший на позициях так называемого крайнего номинализма, отстаивал идею несовместимости веры и разума: истины веры принципиально находятся за пределами разума, поэтому вера, ищущая подкрепления в разумных аргументах, – это слабеющая вера, т.е. не вполне вера, а разум, оглядывающийся на веру («робеющий» разум), перестает оставаться самим собой. Следовательно, в действительности вера и разум имеют разные сферы приложения, должны быть заняты разными предметами, поэтому не сталкиваются между собой и не противоречат друг другу.
При этом в сфере разума следует стремиться находить наиболее простые и изящные объяснения, «не умножая сущности сверх необходимого». Это положение, получившее в истории философии наименование «бритвы Оккама», сыграло важную роль в дальнейшем развитии науки. Призывая отсекать в научном познании все, что усложняет и запутывает объяснение, оно фактически предваряло сформулированный в XX в. принцип «экономии мышления».
Так как объективно реальны только единичные вещи, полагал Оккам, то познание начинается с опыта и протекает по каналам ощущений. Поэтому первичный вид знания – это чувственное знание, которое только и может удостоверить существование чего бы то ни было, а потому и может быть отнесено к фактам. И только за ним следует абстрактное знание, или знание об общем.
Абеляр, будучи умеренным номиналистом, делал в своем учении, которое называется «концептуализм» некоторую уступку реализму. Общее, считал он, не существует реально вне вещей, оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы рассматриваем и изучаем вещи. Иначе говоря, именно наш ум («концепт») порождает общее, которое, таким образом, пребывает только в уме (концептуально), но никак не в виде самостоятельно существующих идей. Вместе с тем, поскольку наш ум вполне реален, то и общее реально, но только относительно ума.
Наиболее известными реалистами были Ансельм Кентерберийский (1033–1109) и Фома Аквинский (1225–1274).
|
|
У первого из них реализм принимает крайние формы. Ансельм впервые отчетливо выразил и попытался реализовать основную идею схоластической философии о необходимости использования рациональных принципов для оправдания христианских истин, отстаивая принцип: «верую, чтобы понимать». Подчеркивая значение разума, проливающего свет на то, что уже содержится в вере, он стремился представить рациональное обоснование существования и природы Бога. Однако, говоря о «вере, ищущей понимания», он ставил веру выше разума.
Фома Аквинский – сторонник умеренного реализма. Общее, по его мнению, есть продукт нашего ума, однако оно имеет отношение и к реальности, как она существует вне ума. Отсюда он делает вывод – общее существует и само по себе, в чистом виде (в уме Бога), и в вещах, поскольку они сотворены Богом, и после гибели вещей (в человеческом языке). По способу достижения предмета ум более высокая способность, чем воля, поскольку воля только стремится к познанию, ум же им обладает. Цель деятельности (жизни) человека – познание, а потому даже свобода выбора действий имеет свое основание в суждениях ума.
В своей физике, как и в философии, Фома опирался на представления Аристотеля о пассивности материи и активности формы. Он воспроизводит и его геоцентрическую систему, отстаивая учение о конечности мира и о неизменности светил, которые приводятся в движение «умным» двигателем – Богом. Так как разум связан с ощущениями, то для познания доступен только телесный мир, сверхъестественное ему недоступно даже интуитивно, потому сущность вещей не может быть постигнута человеком. В то же время он стремится гармонизировать веру и разум в постижении Бога, а, значит и сотворенного им мира, заявляя, в отличие от Ансельма: «Понимаю, чтобы веровать». Тем самым он открывает возможность для научного познания, хотя и оставляет его в подчинении вере.
12. Формирование идеалов математизированного и опытного естествознания.
В течение многих столетий, начиная с античности, существовали лишь зачатки научных знаний, развиваемых прежде всего философами, а примитивная техника почти полностью находилась в руках народных умельцев и практически не зависела от состояния науки. И только в эпоху Возрождения (XV–XVI вв. н.э.) наметился коренной переворот в истории цивилизации – стала рождаться современная наука, основанная на математизации и эксперименте.
|
|
Что же случилось в это время? Почему произошли такие глобальные сдвиги в науке и прежде всего в естествознании? Этому явлению способствовала новая парадигма эпохи – зарождение капитализма, развитие торговли, начавшийся процесс секуляризации, антропоцентризм и гуманизм.
Эпоху Возрождения нередко называют эпохой Великих географических открытий. Христофор Колумб в 1492 г. впервые переплывает Атлантический океан, открывает Америку. Через семь лет того же континента достиг Америго Веспуччи, давший ему свое имя. Совершаются кругосветные путешествия, которые привели к совершенствованию географических карт и глобусов. Это, в свою очередь, послужило толчком к развитию ботаники, зоологии, геологии и других областей знаний.
Развитие мореплавания и торговли усиливает спрос на сукно, шелк, льняные ткани. Как следствие появляется горизонтальный ткацкий станок, сукновальные мельницы, приводимые в движение водяным колесом. С конца XIV – начала XV вв. быстро развивается производство пороха, огнестрельного оружия, изготовление пушек, кораблестроение. Появляются первые домны, позволяющие получать железо из чугуна. В Англии, Германии, Италии сооружаются большие каналы, дамбы, развивается строительное дело. С XIV века начинается массовое изготовление очков, что способствовало появлению оптики и подготовило изобретение подзорной трубы, телескопа и микроскопа. Издаются трактаты по металлургии, горному делу, кораблестроению, градостроению. Наступает время первой промышленной революции.
Надо отметить, что многие тенденции развития науки и техники, заложенные эпохой Возрождения, были реализованы уже за ее пределами – в Новое время, поэтому ее часто рассматривают как переходную, создавшую круг проблем и методов их решения для многих последующих поколений. Во всемирно-историческом плане эта эпоха привела в действие такие начала европейской цивилизации, которые позволили ей стать на путь интенсивного развития. Научно-практическая парадигма этой эпохи наиболее яркое выражение получила в творчестве великих мыслителей – Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Джордано Бруно и др.. Развитие их идей и привело к появлению в XVII веке классической науки.
Личность Леонардо да Винчи справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение гения эпохи Возрождения. Его поразительная разносторонность и гениальность позволили ему на несколько столетий вперед предвосхитить многие научные открытия. Он был фортификатором и градостроителем, гидротехником и мелиоратором, математиком и механиком, астрономом и космологом, геологом и анатомом, и т.д. Лучшими и универсальными методами научного доказательства он считал методы математики, а наиболее совершенной наукой – механику, которая и есть «рай математических наук», поскольку посредством ее они достигают своего «математического плода».
Считая, что научное знание должно помочь человеку овладеть природой, Леонардо подкреплял это убеждении собственными исследованиями. Он впервые определил траекторию горизонтально брошенного тела, сделал успешную попытку определить коэффициенты трения для различных материалов. Новаторскими были попытки в области конструирования: есть в его работах проекты металлургических печей, летательных аппаратов, парашюта и др. Видное место в творчестве Леонардо занимают гидротехнические проекты, необходимые для практики строительства каналов и дамб, ему принадлежат конструкции ткацких станков, печатающих машин, прибора для шлифовки стекол. Леонардо глубоко изучал анатомию человека, причем его анатомические рисунки отражают не индивидуальные особенности отдельных людей, а общую картину анатомии человеческого тела.
Цель ученого, полагал мыслитель, не обсуждение проблем, имеющих вековую традицию, в бесконечных схоластических спорах, а сбор, изучение и обобщение фактов, основой чего должен быть опыт, в том числе и специально поставленный, т.е. эксперимент. Наконец, и это самое главное, за опытом должно следовать рассуждение, которое должно доказать, «почему данный опыт вынужден протекать именно так?». Если знание не опирается на опыт, считал он, оно не обладает достаточной достоверностью – главным, с его точки зрения признаком настоящей науки.
Однако опыт для Леонардо – не самоцель, а лишь средство постижения природных законов. Да и знание законов природы, подчеркивает он, ценно не само по себе, а прежде всего как основа практической деятельности: «Наука – полководец, практика – солдат. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории». Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса, он никогда не знает куда плывет. С другой стороны, и теория без практики бесполезна: «Железо стареет, не находя себе применения …, а ум человека, не находя себе применения, чахнет».
Таким образом, Леонардо выдвинул две идеи, которые явились исключительно важными для развития всего последующего естествознания: 1) идею эксперимента как основы достоверности знания и 2) идею математизации знания. Леонардо заложил не только основы классической науки, но и современной технологии – соединение достижений науки с потребностями техники. Процесс этого соединения был достаточно сложен и длителен, Утверждать, что он полностью завершился в XX веке, было бы слишком большим оптимизмом. Однако, даже начальные его этапы, связанные с деятельностью великого флорентинца, позволили Европе стать мировым лидером в научном, техническом, а, значит, в экономическом и политическом отношениях.
Сам же Леонардо не имел ни материального благополучия, ни политического могущества. Умер он вдали от горячо любимой им Флоренции, во французском замке, где жил последние три года в одиночестве по приглашению французского короля Франциска I. Воистину – «нет пророка в своем Отечестве». Люди редко умеют ценить гения, живущего рядом с ними.
Почти вся сознательная жизнь другого великого ученого Возрождения Николая Коперника прошла в маленьком польском городке Фромборге, расположенном на побережье Балтийского моря.
Коперник изложил и теоретически обосновал гелиоцентрическую систему мироздания. Основной его заслугой было обоснование положения, что видимое движение Солнца и звезд объясняется не вращением их вокруг Земли, а суточным вращением самой Земли вокруг Солнца. «Кажущиеся прямые и понятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно её движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей», – писал гениальный ученый. Теория Коперника с помощью открытия двух основных движений Земли (вращения вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца) позволила просто и логично объяснить причины сложных и запутанных движений планет и суточных перемещений Солнца, Луны и звезд. Если в геоцентрической системе движение было возможно только за счет постоянного воздействия источника, находящегося вне природного мира, т.е. Бога, то Коперник объясняет движение небесных тел их шарообразной формой, то есть природным фактором. Пересмотру подвергается и вопрос о причинах и характере движения небесных тел.
Идеи о бесконечности Вселенной существовали в научной мысли эпохи Возрождения и до Коперника, однако, именно коперниковская революция проложила путь к созданию современной космологии, а также для дальнейшего развития астрономии, механики и т.д. Уже спустя 8 лет после смерти Коперника были составлены первые астрономические таблицы. Иоганн Кеплер, используя его идеи, открыл законы движения планет и стал основателем новой науки – небесной механики.
Большой вклад в развитие идей, которые составили ядро классической науки, внес итальянский философ и ученый Джордано Бруно. Речь идет, прежде всего, о принципе относительности и связанной с ним идее однородности пространства. В XVI веке Бруно сделал интуитивное предвосхищение того, что в явной форме было сформулировано в XVII веке – дифференциальное представление о движении, о его относительности и об однородности пространства.
В известной мере эти идеи Бруно – необходимое звено в появлении теории относительности, где они были высказаны в совершенно явной форме. Основное понятие теории относительности – идея однородной Вселенной, состоящей из тел, движущихся относительно друг друга, была интуитивно предчувствована Бруно. В этом вопросе он идет дальше Коперника, который считал Солнце центром Вселенной. Такого центра, по мнению Бруно, вообще нет. Солнце – центр только нашей планетарной системы, вовсе не единственной во Вселенной. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно, центр её находится повсюду, т.е. здесь и везде, и, следовательно, минимум образует максимум, в минимуме и максимуме происходит совпадение противоположностей и, тем самым, обнаруживается единство природы в целом.
Но идея бесконечной Вселенной не могла бы привести Бруно к концепции однородного пространства и относительного движения, если бы у него не было бы четкого представления о конечных элементах Вселенной, как последнем пределе её дробления. Вселенная Бруно – бесконечное множество дискретных элементов (атомов). При этом Бруно разграничивает бесконечно дискурсивное дробление материи для математики и для физики. Он пишет: «Конечно, одно есть величина, взятая математически, а другое – величина, взятая физически. Ведь существует некий неделимый предел для физического деления – такой, который уже не делится на несколько других, когда деление до него дошло...» И если «... математики, вопреки всякой практике и обычаю, хотят... допустить бесконечно делимое, пусть делают, что хотят. Природа, во всяком случае, производит такое деление, которое явно доходит до последних минимальных частиц, к каковым уже никакие ухищрения и никакие орудия не имеют подступа».
Значительное место в наследии Бруно занимают его труды по теории познания, написанные в последние годы жизни. В трактатах «О монаде, числе и фигуре» и «О тройном наименьшем и об измерении» он выделяет три стадии процесса познания: чувства, разум и интеллект. Бруно так поэтично объясняет суть своей триады: воспринятый ощущением мир предстает подобно солнечному свету, проникающему в мрачную темницу сквозь решетки; разум воспринимает его как бы сквозь окно, интеллекту же открывается его явственный свет. При этом все, что разум постигает с помощью дискурсивного мышления, (рассуждения, аргументации), интеллект охватывает одним взглядом, просто с помощью интуиции. Так появляется термин «интеллектуальная интуиция», ставший центральным в рационалистической гносеологии Нового времени.