Предмет, метод, задача и система курса «Право»

Предметом «Правоведения» является правовые отношения, то есть общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что стороны, вступающие в правоотношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за исполнение обязанностей.

Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные.

После того, как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Право – это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством.

За их нарушения применяются различные меры государственного воздействия. Особенности правил поведения, которые образуют право, состоят из следующего:

а) устанавливаются или санкционируются государством;

б) защищаются от нарушения государством;

в) должны выражать интересы большинства населения, независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения;

г) обязательны и для всех являются физическими и юридическими лицами. Физические лица – это граждане как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это способность гражданина иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается за всеми гражданами в равной мере с момента рождения и прекращается в связи со смертью.

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавая для себя гражданские обязанности и исполнять их. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

- правомерное, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

- правонарушение – не исполнение обязанностей, установленных в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому лицу.

Юридические лица – это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества, товарищества и т.д.

Методы науки «Правоведение» - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и право.

Методы науки «Правоведение» делятся на три группы:

общенаучные(используются во всех науках);

специальные(используются в нескольких науках);

частнонаучные (используются в конкретной науке).

Общенаучные методы:

диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;

анализ – расчленение (мысленные или реальные) объекты или элементы;

синтез– соединение элементов в единое целое;

восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

индукция– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению);

дедукция умозаключение от общего к частному (фактам);

аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения;

абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обучения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях;

моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

Специальные методы:

системный - в его основе лежит рассмотрение объектов как системы. Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связи в нем и сведения их единую теоретическую картину;

сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общие и особенные явления, ступени и тенденции их развития;

функциональный - метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явлений посредством изучения его функций;

статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества;

математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов;

конкретно–социологический – состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных.

Частнонаучные методы:

сравнительное правоведение – изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов;

правовой эксперимент – это апробация законодательных нововведениий в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно - правовых явлений;

формально–юридический– метод исследования, при котором право изучается в чистом виде, вне связи с другими сферами (экономикой и политикой, государством и т.д.).

Основными задачами государства являются:

- признание равных прав за всеми людьми, так как все люди одинаковы ценны для общества и государства;

- обеспечение равных возможностей для всех граждан пользоваться своими правами, т.е. формального равенства.

Задачи права – защита человека и защита государства.

Система права. Право всегда существовало и функционировало как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм, т.е. как система.

Система права предполагает не только его единство, но и различие. Она складывается из составных частей: отраслей (например, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, арбитражное право, арбитражный процесс, коммерческое право, административное право, трудовое право, семейное право, международное публичное право, международное частное право, земельное право, финансовое право, налоговое право, уголовно – исполнительное право, лесное право, таможенное право, право социального обеспечения и др.) и институтов (купли-продажи, гражданства, наследования и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: