Функции и формы государства

Функции государства основные направления его деятельности по управлению делами всего общества.

По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции, по продолжительности действия – постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1. Регулятивная. Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам.

2. Охранительная. Заключается в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни. Государство защищает права всех граждан без исключения и в равной степени.

3. Экономическая – направление деятельности государства по обеспечению хозяйственного поступательного развития общества, созданию оптимальных экономических структур, единого экономического пространства, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности.

4. Политическая – направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.

5. Социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества.

6. Экологическая – осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды.

7. Налогообложение и взимание налогов. Для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счет налогов, хозяйственной деятельности государственных предприятий.

8. Охрана правопорядка – обеспечение полного и точного исполнения законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

Внешние функции - это направления деятельности государства на взаимоотношения с другими странами. К ним относятся:

1) оборона страны от нападения извне;

2) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

3) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического, социально-культурного сотрудничества;

4) определение статуса и защиты государственной границы.

Формы государства совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

Форма государства единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима.

Форма правления организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. Форма правления показывает:

- как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, царя, короля, императора, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству. Следовательно, признаки монархии:

-власть передается по наследству;

- осуществляется бессрочно;

- не зависит от населения.

Монархия подразделяется на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную или дуалистическую), конституционную (парламентарную).

Абсолютная монархия вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти не ветви не существует (например, в Саудовской Аравии или Омане). Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган – совет (ошура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.

Сословно-представительная (дуалистическая, ограниченная) монархия появилась в Европе в 17 веке как вырождение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко. Основные черты дуалистической монархии:

1) власть монарха передается по наследству;

2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;

3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся: Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия и др.

Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер, победивший на выборах партии, становится премьер-министром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;

5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии);

7) престолонаследие.

Республика форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на: парламентские (Германия, Греция, Италия, Австрия); президентские (США, Аргентина, Бразилия) и смешанного типа (Франция, Россия).

Признаки парламентской республики:

1) правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах;

2) правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность;

3) глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией;

4) правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1) правительство назначается президентом и утверждается парламентом;

2) правительство подотчетно президенту, а не парламенту;

3) президент избирается населением страны путем прямых выборов, то есть непосредственно или опосредственно, то есть через коллегию выборщиков;

4) президент может одновременно являться главой правительства (например, США);

5) президент обладает правом отлагательного вето на решение парламента, а также может распустить парламент и объявить новые выборы.

Признаки республики смешанного типа:

1) президент избирается населением и назначает правительство (признаки президентской республики);

2) правительство несет ответственность перед парламентом, который может, выразив недоверие правительству, отправить его в отставку (признаки парламентской республики).

Форма государственного устройства определяет административно-террриториальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти.

Существуют три основных разновидности форм государственного устройства.

Наиболее простая из них – унитарное государство. Государство делится лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, области, уезды, воеводства). Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Италия, Франция, Венгрия, Монголия.

Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративная форма государственного устройства представляет собой объединение ряда государств – членов федерации. Федерация - сложное государство. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы государственной власти и управления. Наряду с этим сохраняются высшие органы государственной власти и управления у каждого государства – члена федерации – которое, как правило, имеет свою конституцию и законы, налоговую систему, гражданство. Федеративными государствами являются США, Бразилия, Индия, Россия, Германия.

Международной формой государственного устройства является конфедерация, которая представляет собой союз государств с номинальными правами конфедеративных органов, созданный для достижения определенных временных целей, после достижения которых он либо распадается, либо перерастает в федерацию (например, Швейцария).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: