Особенность, цель, объекты, компетенции социальной работы в учреждениях здравоохранения

Особенность социальной работы в учреждениях здравоохранения состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения. Ее цель – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане. Любые услуги социальной защиты так или иначе защищают здоровье обездоленных лиц.

Объекты медико-социальной работы – различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети сироты, многодетные и социальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.)

Медико-социальная помощь – представляет собой комплекс проводимых на республиканском и областном уровнях интегрированных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Медико-социальные услуги –это координационная работа, позволяющая охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением. Медико-социальные услуги должны быть несложными в организации, доступными для всех слоев населения и социально-гарантированными по объему и качеству.

Компетенцией специалиста высшего уровня (социальный работник с высшим образованием – социально ориентированный врач) является получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных – социальной карты региона.

В число основных задач и профессиональных обязанностей социального работника входит: оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного и коррекционного воздействия; защищать беспомощных в соответствии с законом; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты; использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;

информацию об имени, фамилии, должности, квалификации его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;

обследование, лечение и нахождение в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;

облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

перевод к другому лечащему врачу с разрешения руководителя организации здравоохранения (ее структурного подразделения);

отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

обжалование поставленного диагноза, применяемых методов обследования и лечения, организации оказания медицинской помощи;

сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе, иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

получение в доступной для него по форме информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья.

При нахождении на стационарном лечении пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а также на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой к должностным организации здравоохранения и должностным лицам государственных органов и в суд.

Пациент обязан:

принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;

уважительно относиться к медицинским работникам и лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;

предоставлять информацию о состоянии своего здоровья, в том числе и о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;

выполнять медицинские предписания;

соблюдать правила внутреннего распорядка организации здравоохранения и бережно относиться к имуществу организации здравоохранения.

Лечащий врач, заведующим отделением, иные должностные лица организации представляют в доступной для пациента форме информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, диагнозе, прогнозе, методах обследования и лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, об их последствиях, о результатах проведенного лечения и возможных осложнениях. Информация о состоянии здоровья пациента сообщается членам его семьи, если пациент не запретил сообщать им об этом или не назначил лица, которому должна быть передана такая информация. Информация должна сообщаться в форме соответствующей требованиям медицинской этики и деонтологии. Информация, содержащаяся в медицинской документации, представляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия пациента только по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Функции, выполняемые социальными работниками, разделены на три группы. Медико-ориентированные функции:

•организация медицинской помощи и ухода за больными;

•оказание медико-социальной помощи семье;

•медико-социальный патронаж различных групп;

•оказание медико-социальной помощи хроническим больным;

•организация паллиативной помощи умирающим;

• предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);

•санитарно-гигиеническое просвещение;

• информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем.

Социально-ориентированные функции:

• обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

• представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;

• содействие в предупреждении общественно опасных действий;

• оформление опеки и попечительства;

• участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;

• участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения;

• обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания;

• информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;

• содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;

• семейное консультирование и семейная психокоррекция;

• психотерапия, психическая саморегуляция;

• коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

Интегративные функции:

• комплексная оценка социального статуса клиента;

• содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;

• формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

• планирование семьи;

• проведение медико-социальной экспертизы;

• осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

• проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;

• содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;

• социально-правовое консультирование;

• организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера;

• участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;

• обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов.

Таким образом, специалист способен решать следующие профессиональные задачи: управление процессом социальной помощи в ее государст­вен­ных и негосударственных формах; регулирование отношений и взаимодействий в социальной среде на уровне структурной социальной работы; определение и использование оптимальных форм в процессе социальной помощи и защиты населения; организация социальной поддержки различным категориям нуждающихся (группа, общность); защита индивида в трудной жизненной ситуации; проведение научно-практических исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: