Структура планировки и композиции застройки малых населенных пунктов в зависимости от принимаемой системы расселения, места приложения труда и внешних транспортных связей.
Естественные и ландшафтные условия и их влияние на формирование структуры системы города.
- климат: север или юг (курортный город), скорость ветра (роза ветров)
- гидрологические условия: расположение водоемов- река, море, выход к воде, промышленность не должна закрывать подход к воде.
- рельеф: холмистый или равнинный, горный
- растительность: удаление от хвойных лесов и торфяных болот 100 м, лиственные леса – 50м.
-
Пространственная композиция сельских населенных мест имеет те же цели, что и композиция городов. В том и другом случае
композиция — целостная, гармоничная и художественно осмысленная пространственная система, не только обеспечивающая
оптимальные условия для социальных функций, но и обладающая эстетическими качествами и выразительностью.
Композиция сельских населенных мест должна быть, во-первых, целесообразной, обеспечивающей максиально удобные
пространственные связи функциональных процессов и эффективное использование территории; во-вторых, между ее
элементами (сооружениями, благоустроенными открытыми пространствами и природным ландшафтом) должны быть
найдены гармоничные соотношения; в-третьих, она должна нести информацию, направляющую конкретные действия
людей (ориентация в пространстве) и служащую воспитанию эстетических и этических идеалов.
Создание композиции, отвечающей подобным требованиям, должно опираться на средства формообразования, выработан
ные архитектурой н градостроительным искусством. Конкретное использование этих средств должно отвечать и всем
специфическим условиям формирования сельских населенных мест. Основу этой специфики определяет жизненный уклад
села, с которым связаны невысокие плотности населения и застройки, характерные отношения между искусственной средо
й поселений и природным окружением, относительно малая величина населенных мест. Прямой перенос композиционных
приемов, выработанных в планировке городов, здесь невозможен.
Достичь высокого уровня эстетических свойств и выразительности новой застройки села — задача не менее ответственная,
чем задачи, возникающие при создании городских ансамблей.
Для нового села необходима творческая разработка специфических приемов композиции на основе сочетания принципов современной градостроительной культуры и традиций народного зодчества.
Необходимо достичь естественности врастания этой новой системы в ландшафт при ее соответствии жизненному укладу
Типы поселков различаются характером внешних связей, развитиемцентровобщественного обслуживания, отношением групп населения, связаниных с различными видами деятель-сти, и, наконец, своими размерами. В соответствии с этими различиями они и получают структурное построение и характер застройки. Преобразования на высших уровнях систем расселения получают продолжение и развитие при формировании населенных мест.
В отличие от города, в сельском поселении искусственная среда не преобладает над природной, а подчинена ей.
На уровне проблем отдельного населенного места градостроительство смыкается с архитектурой, включая в свою сферу задачи идейно-художественные и эстетические
Систему расселения в пределах экономического района образуют взаимосвязанные системы, охватывающие территории краев и областей, которые в свою очередь объединяют в себе системы промышленных узлов, агропромышленных и сельскохозяйственных районов. Населенные места различного типа и части, из которых они складываются, являются первичными элементами этих систем.
Сети коммуникаций различного рода, служащих для перемещения людей и материальных продуктов или для передачи на расстояние энергии или информации, обеспечивают связность функционирования системы расселения. В масштабе страны, экономического района или области основным содержанием связей является обмен материальными продуктами и информацией. Соответственно здесь преобладающее значение имеет наиболее выгодное размещение производства по отношению к ресурсам и местам реализации его продуктов.
В прошлом рост поселений было медленным,их территория обычно увеличивалась путем наращивания концентрических слоев застройки вокруг центрального ядра. Внешний периметр городов средневековья определялся системой оборонительных сооружений. Когда обозначенные ими пределы оказывались заполнены, начиналась застройка внешней, незащищенной территории. Новые кварталы со временем прикрывало новое кольцо укреплений. Развитие структуры города следовало схеме прироста годовых колец на срезе древесного ствола. Такую схему принимали как сравнительно небольшие города (например, Нордлвнген, ФРГ, рис. 3.8), так и крупные (столица Австрии Вена).
Иногда количественный рост города приводил к качественному изменению структуры плана. Так, один из древнейших русских городов Псков был основан на мысе, образованном впадением р. Псковы в р. Великую. Увеличение городского населения вело к разрастанию территории города в треугольнике междуречья, где к 1375 г. наслоилось уже четыре ряда оборонительных стен. Когда и четвертый рубеж оказался тесен, город перешагнул узкую Пскову. Структура его утратила направленный, веерный характер, преобразуясь в концентрическую. Пятая городская стена, охватившая в середине XV в. как новые наслоения застройки в междуречье, так и массив, выросший за Псковой, получила уже очертания неправильной полуокружности с древним ядром в центре (рис. 3.10).
Подобный путь развития прошла и Москва. Как и в Пскове, сначала развивался веер улиц, расходившихся от Кремля
В конце XVI в. весь образовавшийся массив прикрыла оборонительная стена Белого города Кремль, ранее как бы выдвинутый вперед, занял центральное положение, которое было окончательно закреплено, когда последующие наслоения застройки в Замоскворечье и за стенами Белого города охватило кольцо укреплений Земляного города, замененное в XIX в. проездами Садового кольца
Особый характер имело разрастание городов США, структура которых имела своей основой частую прямоугольную сетку улиц. Такую сетку, безразличную к ее будущему наполнению застройкой, казалось, было легко продолжать, прибавляя к ней новые и новые звенья примером подобного развития может служить Нью-Йорк,
Однако любые варианты разрастания городской территории путем равномерного наращивания ее массива приводили к нарушению сложившихся функциональных систем Общегородской центр, заключенный в оболочку из окружающих его жилых районов, не имел возможности территориального расширения при увеличении функциональной нагрузки, которая была пропорциональна росту города в целом. К тому же центры испытывали возрастающее давление транспортных потоков, особенно значительное при концентрической сети городских улиц, вызывавшей неизбежные транзитные потоки через, центр. На периферии городов возникали хаотически чередующиеся наслоения промышленных и жилых территорий, что резко ухудшало санитарно-гигиенические условия селитьбы.
Многообразие видов градооб-разующей деятельности увеличивается одновременно с ростом города..
Проблема универсальна для всех видов населенных мест и требует создания.структур, открытых для развития и роста.
на рубеже XIX и XX вв. под воздействием трудностей, с которыми уже тогда столкнулось развитие крупнейших городов. Были сформулированы два принципа построения открытой структуры, получившие в последующем широкую разработку — линейный город и •«созвездие» городов.
Первый принцип предложил испанский инженер А. Сориа-и-Матта В его основу заложена идея определяющего значения транспорта для структуры города, все элементы которого максимально приближены к главной коммуникационной оси. Этой осью движения и развития должна была стать магистраль с рельсовой дорогой. По сторонам магистрали располагались ленты стандартных прямоугольных кварталов. Вокруг трамвайных остановок группировались пункты общественного обслуживания. Такими линиями Сория-и-Матта предлагал соединить все города, превратив систему расселения в физически непрерывное сочетание старых точечных и новых линейных городов. В этой первой редакции структура линейного города была примитивной, тонкая лента кварталов с индивидуальной застройкой не оправдывала мощности линии массового транспорта (рис. 3.13). Значительную ценность имел, однако, принцип линейной структуры, предполагавший возможность ничем не ограниченного продолжения.
Второй принцип был выдвинут английским социологом Э. Говардом. Крупнейшим городам с их скученностью, изолирующей человека от естественной природы, он противопоставил идеал «города-сада», ограниченность размеров которого (по Говарду, не более 50 тыс. жителей) должна избавить от недостатков больших городских центров. Понимая необходимость городской концентрации для кооперирования производства, развития систем обслуживания и культурной жизни, он предложил обеспечить ее, создавая группы взаимосвязанных городов, в которых каждый город невелик и обладает всеми преимуществами малого населенного места, а «созвездие» в целом, обеспеченное удобной и быстрой транспортной сетью, — всеми преимуществами большого города. Потребности роста, связанные с увеличением численности населения, должны удовлетворяться не разрастанием отдельных населенных мест, а прибавлением их числа в системе. Тем самым был заявлен принцип группы населенных мест и структуры города, получающей развитие не равномерным наращиванием сложившегося массива, а добавлением новых «спутников», окружающих центральное ядро (рис. 3.14). Схема линейного города привлекла
особое внимание советских архитекторов второй половины 20-х годов, времени, когда начался бурный рост промышленных центров СССР. Ее качественным развитием стала идея поточно-функциональной планировки города, выдвинутая Н. Милютиным в книге «Проблема строительства социалистических городов» (М.—Л., 1930). Город, по Милютину, должен формироваться из функциональных зон, развивающихся параллельными полосами (последовательность этих полос такова: полоса железнодорожного транспорта, производственная зона, зеленая защитная зона, жилая зона, в пределах которой выделены полосы учреждений общественного пользования, жилья и детских учреждений, парковая зона отдыха). Поперечные связи обеспечивали кратчайшее сообщение между зонами, а их линейная структура открывала возможность неограниченного развития без нарушения установившихся связей (рис. 3.15). Схема Милютина была использована во многих проектах у нас и за рубежом; она повлияла, в частности, на генеральный план Сталинграда начала 30-х годов, развивавшегося параллельными зонами вдоль Волги.
Схема Милютина позволила преодолеть элементарность функ. стр-ры лин. города, но не открывала возм-ти создания об
щегородского центра. В 1929 г. Н. Ладовский предложил решить эту проблему преобразованием линейной схемы в параболу. По оси паарболы располагается общественный центр, линейно развивающийся от первоначального ядра. Этот стержень огибают зоны жилья, производства и отдыха. Такая схема позволяет развивать центр, сохраняя его особую роль в системе (рис. 3.16).
По линейной схеме, обеспечивающей свободное территориальное развитие, формируется г. Навои в Узбекистане (строительство начато в 1960г., архитекторы И. Орлов, Н. Симонов). На параллельное территори-альное развитие вдоль берега Волги рассчитана планировочная структура долеть элементарность функциональ- города автомобилестроителей — ТольЯТТИ (строительство начато в 1960г., открывала возможности создания об- архитекторы Б. Рубаненко, В. Шква-
риков, Ю, Бочаров, Е. Кутырев и др.) с проектной численностью населения 500 тыс. чел. Центры общегородского значения. формируются здесь вдоль эспланады, параллельной Волге, определяющей главное направление роста города, центры районного значения — на эспланадах, перпендикулярных берегу (рис. 3.17), Взаимно параллельное размещение функциональных зон вдоль водохранилища определило также структуру заложенного в 1970 г. города Набережные Челны, где центр формируется вдоль бровки высокой террасы.
Система городов-спутников как форма территориального роста крупного города впервые была создана вокруг Лондона (положенный в основу проект-идея 1944 г. архит. П. Абер-кромби). Здесь в 1950—1960-е годы сооружено 8 городов-спутников с населением в 25—100 тыс. чел. на расстоянии 35—50 км от центра английской столицы. В пределах каждого города созданы развитая система культурно-бытового обслуживания и места приложения труда, рассчитанные на занятость всего работающего населения в пределах спутника. Связь с центром Лондона экспрессными автобусными линиями должна была обеспечить культурные связи и потребность в приобретении товаров исключительного качества. Однако города-спутники не получили той степени замкнутости и самообеспеченности, которая была задумана. Выбор мест труда в пределах городов малой и средней величины оказался недостаточен я фактически значительная часть самодеятельного населения спутников работает в Лондоне или других спутниках, а в каждый спутник приезжают люди на работу извне. В результате возникли не планировавшиеся встречные потоки, связанные с каждодневными трудовыми поездками населения (рис. 3.18).
Шведские архитекторы, проектировавшие в 50-е годы генеральный план развития Стокгольма, предложили заменить статичную английскую схему динамичной, обеспечивающей гибкость структуры новых элементов системы большого города. Шведские «полусателлиты:» имеют в своей основе открытую схему линейного города; однако они не растягиваются равномерно вдоль коммуникации. Их структура образует сгустки застроенной территории вокруг станций метро, служащего основой системы коммуникаций (расстояние между станциями принято в 1 —1,3 км), В цепочке жилых районов, нанизанных на транспортный радиус и образующих полусателлит, выделен один район, центр которого формируется как главный для данного полусателлита. Каждый полусателлит имеет население 50—80 тыс. чел., а их центры обслуживают от 100 до 300 тыс. чел. в окружающей зоне. Полусателлиты Стокгольма формируют-
ся не как самостоятельные населенные места, а как части линейно-групповой системы (рис. 3.19).
Структуру, открытую для дальнейшего развития, особенно трудно осуществить в крупнейшем городе. Она проще реализуется в крупных городах (как Тольятти и Набережные Челны) и тем более в больших и средних, Однако во всех случаях вероятные перспективы развития должны быть обеспечены необходимым резервом территории и открытостью планировочной структуры.
Проблема развития в наших условиях должна ставиться как часть общей проблемы системной организации расселения. За последние десятилетия на Западе появился целый ряд теорий, возводящих в абсолютный закон стихийный динамизм капиталистического
города. Так, беспорядочное расползание пригородов крупных американских городов привело к тому, что на восточном побережье США от Бостона до Вашингтона сложилась на протяжении 900 км непрерывная полоса урбанизированных территорий, в которой исчезают последние разрывы — образовался «сверхгород» Босваш. Греческий архит. К. Доксиадис, как бы оправдывая это стихийное явление, предложил теорию «динаполиса», т. е, динамично развивающегося города, перерастающего в «мегалополис» — город-гигант, сверхгород. Неуправляемое развитие вырастает в этой теории до некоей стихийной силы, которую нельзя ограничить, но можно лишь стремиться ввести в некие относительно упорядоченные формы.
Особенности взаимного расположения населенных мест и степень развития функциональных связей между ними определяют характеристику расселения — принадлежность к автономной или групповой формам
11.Основные принципы организации территории малых населенных пунктов.
Взаимное размещение селитебной и производственной зон
определяет основу пространственной структуры населенных мест, обусловливая направление массовых трудовых, связей в
пределах поселения (рассредоточенные связи с окружающими земельными угодьями не оказывают формирующего влияния
на планировку).
В состав сельской производственной зоны входит ряд производств и служб, не оказывающих существенного вредного
воздействия на окружающую среду, что позволяет располагать их непосредственно у границы селитебной зоны. Однако
крупные животноводческие, птицеводческие или звероводческие комплексы должны отделяться от жилья санитарно-
защитным разрывом в 1,5—2 км и более.
Возможны два приема организации производственных зон: единая зона и зона, расчлененная на части, сформирован
ные из производств и служб, относимых к одному классу санитарной вредности. Первый прием предпочтителен с точки
зрения инженерного оборудования производственной территории, второй же позволяет сократить протяженность трудовых
связен для значительной части работающего населения села, не обязывая отнести все производства на расстояние, равное
максимальной величине санитарно-за-щитного разрыва. Такой прием используется и при создании в хозяйстве
производственных комплексов сме-шанного типа, куда входят объекты, между которыми должен быть большой
зооветеринарный разрыв (например, животноводческая ферма и птицефабрика).
Связь с производственной зоной, отделенной от селитьбы разрывом более 1,5 км, должна обеспечиваться общественным транспортом
Среди объектов градообразующего значения в современных сельских населенных местах появляются крупные учебно-образовательные комплексы (ПТУ районного и межрайонного значения, техникумы, научно-исследовательские институты). Участок такого учреждения должен быть, с одной стороны, связан с селитебной территорией (необходимо при этом учитывать возможность частичной кооперации общественно-бытового корпуса училища или техникума с общественным центром поселка), с Другой — с производственной зоной совхоза или колхоза (к ней будут тяготеть учебные хозяйства я полигоны). Если это допускается ситуацией, комплекс ПТУ или техникума может стать связующим звеном между дэумя-главными элементами пространственной структуры поселка — производственной зоной и селитьбой.
Связь между этими зонами — как транспортная, так и визуальная — стала одной из главных проблем формирования пространственной структуры поселений. Санитарные нормы определяют значительное удаление крупнейших сельскохозяйственных предприятий от селитьбы, но крупный масштаб их сооружений, обусловленный индустриализацией сельскохозяйственного производства, превращает их в объекты, доминирующие над обширным ландшафтом. Так, ядро Синявинского птицекомплекса, возведенного в 1976— 1980 гг. в Ленинградской обл., образуют 9 девятиэтажных птичников на 240 тыс. кур-несушек каждый. Их мощные объемы господствуют над окружающей равнинной территорией и хорошо воспринимаются из селитебной части поселка, удаленного на 1.5 км от производственной зоны.
В современной практике планировки сельских населенных мест наиболее часто используются три схемы расположения
основных зон сельского населенного места по отношению к транзитной дороге: расположение селитебной и производст
венной зон вдоль дороги по одну сторону от нее; расположение поселка вдоль дороги, отходящей от магистрали транзитного
движения, с размещением селитьбы со стороны подъезда к поселку и производственной зоны — за ней; расположение
вдоль отходящей дороги, при котором в сторону подъезда выдвинута произв зона
Роложение по первой схеме удобно благодаря возможности самостоятельного подъезда к каждой из зон со стороны
магистрали, что 'исключает транзитный проезд через селитьбу транспорта, обслуживающего производственные
комплексы. Параллельные магистрали связи между жильем и производством определяют при этом
основную ось пространственной структуры поселка (примером структуры подобного рода может служить поселок совхоза «Заря коммунизма» Московской обл., 1961—1966 гг., рис. 8.2). Естественная обращенность элементов пространственной структуры к ее главному стержню делает при подобной схеме достаточно трудной задачу организовать выразительную панораму поселка со стороны транзитной магистрали.
Вторая схема, употребляемая, пожалуй, наиболее часто при расположении новых поселений на свободных территориях, позволяет широкой панорамой раскрыть поселок к магистрали при необходимой степени изоляции от вредных факторов, связанных с ее соседством. Основная ось пространственной структуры, определяемая трудовыми связями, может быть дополнена дорогой, связывающей производственную зону с магистралью в объезд селитьбы. Примером планировки такого рода может служить поселок Кудиново Калужской обл., сооруженный во второй половине 60-х — начале 70-х годов (рис. 8.3).
Третья схема, при которой селитебная зона отделена от магистрали производственной, возникает обычно как вынужденная, при отсутствии, иных 'свободных территорий для производственной зоны и под влиянием условий ветрового режима.
Расположение зон посела по одну сторону транзитной магистрали, позволяющее избежать нежелательных пересечений, не всегда осуществимо в условиях реконструкции сложившихся поселений. Это определяет четвертую схему функционального зонирования, при которой отдельные элементы жилой и производственной зон оказываются размещены по обе стороны дороги с транзитным движением или по одну сторону дороги с тр.движением или по одну сторонудороги располагается селитьба, по другую — производственнаязона. В этом случае части пространст венной структуры должны быть приве- дены к известной степени замкнутое- ти, с тем, чтобы свести к минимуму число пересечений магистрали, кото- рые должны решаться с полной или частичной развязкой движений в раз ных уровнях (тип пересечения опреде- ляется классом магистрали). На пеше- ходных направлениях, связывающих
селитьбу с производственной зоной части селитьбы, должны быть сооружены подземные - переходы под магистралью
12.Создание архитектурно-пространственной композиции структурно-планировочного решения города.
Современный город — это сложный комплекс территорий и сооружений, заня-тых производственными предприятия-ми, жилыми комплексами, общественными центрами, местами отдыха на открытом воздухе, транспортными и инженерньши сооружениями. Основ-ные функции города стабильно ма-териализуются на его территории и впоследствии их не так просто изме-нять. Поэтому первый принцип, внося-щий порядок и систему в планиро-вочную организацию города,— это функциональное зонирование, разделе-ние города на части различного назна-чения по признаку ведущей функции (труд, общественная жизнь, быт, отдых).
Идея функционального зонирова-ния в градостроительстве не нова, Она возникла в начале века как равдо-налистическая реакция против хаоти-ческого смешения на территории го-рода жилищ, фабрик, заводов, скла-дов, подъездных путей, неупорядочен-но построенных во второй половине XIX — начале XX в. К середине века
эта идея оформилась как ведущая градостроительная концепция, но обна-ружила и свои теневые стороны. Об-ширные территории, организованные по монофункциональному признаку, утрачивают многие качества, прису-щие полноценной социальной жизни города, и нуждаются в разумном дополнении элементами общественно-го назначения. НеоОходимость взаим-ного дополнения и обогащения функ-ций в разных частях города делает актуальными поиски интегрированных форм архитектурно-планировочной стрктуры современного города.
Город как единое целое. Последовательное разделение города на части различного назначения и функциональные зоны, свидетельствующее об ус-пехах социалъной организации труда, быта и отдыха горожан, в то же время обостряет проблему планировоч-ной целостности города. Ни одна из функций города, взятая в отдельности, не существует сама по себе. Чере-дование жизненных циклов труда, быта и отдыха — основа городского уклада жизни, Поэтому планировочную струк-туру города нельзя свести к структур-ной организации функииональных зон и их элементов. Она определяется в первую очередь их рациональным взаимным расположением и возмож-ностью создания удобной, постоянной и надежной взаимосвязи всех частей города.
Ключом к своего рода цементированию структуры города служат рациональное расположение производства и расселение трудящихся с учетом тех-нологических требований промышленности, объективного социального механизма поведения горожан в сфере городского расселения, постоянного развития и изменения внутригородских взаимосвязей в пространстве и во вре-мени.
В состав всех функциональных зон города включается зеленые насаждения, Равномерность размещения на территории города и объединение городских и пригородных зеленых насаждений в целостную систему - одно из средств формирования структуры города как одного целого.
Город включает в себя селитьбу, производственные и ландшафтно-рекреационные территории, систему учреждений обслуживания и общественных цетров, объединенных транпортно =планировочной организацией.В жизни города задеиствованы экологические и ландшафтно-территориальные ресурсы
13.Создание архитектурно-пространственной композиции малого населенного пункта.
Пространственная композиция сельских населенных мест имеет те же цели, что и композиция городов. В том и другом случае
композиция — целостная, гармоничная и художественно осмысленная пространственная система, не только обеспечивающая
оптимальные условия для социальных функций, но и обладающая эстетическими качествами и выразительностью.
Композиция сельских населенных мест должна быть, во-первых, целесообразной, обеспечивающей максиально удобные
пространственные связи функциональных процессов и эффективное использование территории; во-вторых, между ее
элементами (сооружениями, благоустроенными открытыми пространствами и природным ландшафтом) должны быть
найдены гармоничные соотношения; в-третьих, она должна нести информацию, направляющую конкретные действия
людей (ориентация в пространстве) и служащую воспитанию эстетических и этических идеалов.
Создание композиции, отвечающей подобным требованиям, должно опираться на средства формообразования, выработан
ные архитектурой н градостроительным искусством. Конкретное использование этих средств должно отвечать и всем
специфическим условиям формирования сельских населенных мест. Основу этой специфики определяет жизненный уклад
села, с которым связаны невысокие плотности населения и застройки, характерные отношения между искусственной средо
й поселений и природным окружением, относительно малая величина населенных мест. Прямой перенос композиционных
приемов, выработанных в планировке городов, здесь невозможен.
Достичь высокого уровня эстетических свойств и выразительности новой застройки села — задача не менее ответственная,
чем задачи, возникающие при создании городских ансамблей.
Традиции народного зодчества в планировке старых сел. Традиции народного зодчества проявлялись не только в приемах
функциональной организации, конструкции и украшении построек. Эти традиции многообразны, в них ярко выявляются
национальные и местные особенности культуры, они охватывают и планировку селений
14.Санитарно-гигиенические условия при размещении жилых и общественных зданий, систем культурно-бытового обслуживания, систем обслуживания транспорта.
При выборе участков для размещения селитебных зон на первое место выдвигаются санитарно-гигиенические и климатологические требования. Главным санитарным требованием является при этом размещение селитебной зоны с наветренной стороны и выше по течению реки по отношению к промышленным зонам при соблюдении соответствующего санитарного разрыва.
Ветровой режим {направление и скорость ветров по среднегодовым и среднемесячным данным) учитывается как важнейший фактор. Селитьба должна хорошо проветриваться, для нее не должны использоваться плохо продуваемые долины и тем более замкнутые котловины. Нарушение этого правила в застройке Лос-Анджелеса (США) привело, с развитием автомобилизма, к устойчивой загазованности атмосферы и регулярному возникновению токсичного тумана (так называемый смог), губительно отражающегося на здоровье жителей. В местностях с сильными холодными ветрами или суховеями их воздействие можно смягчить, используя подветренные склоны или естественные ветрозащитные преграды (лес, скальная гряда к др.).
Имеет значение и ориентация склонов по странам света, определяющая условия инсоляции и прогревание почвы. В средней полосе СССР холодные северные склоны наименее благоприятны для жилой застройки. Особого внимания инсоляция требует при расположении поселения в гористой иля холмистой местности, где могут быть и совсем не освещаемые солнцем участки, застройка которых нежелательна.
Селитьбу лучше не располагать на территориях заболоченных, затопляемых наводками или имеющих высокий уровень грунтовых вод (менее I м от поверхности земли) — использование таких участков требует сложных и дорогостоящих работ по мелиорации или искусственному повышению
их поверхности. Отсутствие других резервов территории в Ленинграде сделало необходимым использование заболоченных, периодически затопляемых земель вдоль побережья Финского залива. При этом пришлось поднять их отметки на всей площади способом гидронамыва песка с прибрежных мелководий на 3—4 м.
Особых приемов застройки требует освоение территорий с уклонами более 0,10. Однако нежелательны и очень плоские поверхности—с уклоном менее 0,003, поскольку они не позволяют обеспечить свободный сток атмосферных осадков. В сейсмических районах страны выбор участков производят с учетом сейсмического районирования территории, вне зон, где сейсмичность увеличивается расчлененным рельефом, обрывистыми склонами, оползнями, слабыми грунтами н др. В гористых местностях принимают во внкмг ние направление возможных селевых потоков или лавин — под застройку не должны выбираться участки, находящиеся под такой угрозой.
С древнейших времен селитьба тяготеет к руслам рек, водоемам, морскому побережью. Практическое значение такого соседства для современных населенных мест стало менее значительным — реки уже не служат главными коммуникациями н необходимыми оборонительными рубежами. Однако они по-прежнему создают незаменимые микроклиматические и психологические условия для массового отдыха. Водное пространство позволяет раскрыть во внутренних панорамах структуру населенного места во всей его целостности, оно определяет ориентированность («к воде» или «от воды») открытых перспектив, расчленяющих застройку. Время, затрачиваемое людьми на передвижение в пределах населенного места, и прежде всего на регулярные поездки от жилищ к местам приложения труда, определяет важный показатель качества планировки населенных мест. Действующие нормы требуют, чтобы сеть дорог и пассажирский общественный транспорт обеспечивали продолжительность поездок от мест проживания до мест работы для 80— 90% пассажиров не более 40 мин в один конец для крупнейших городов и не более 30 мин в один конец для всех прочих. Этот показатель определяет проектирование генеральных планов населенных мест и группового расселения.