Философский подход к формированию речи

Познание окружающего мира идет с помощью сознания. Сознание - специфическое свойство человека, наполненное особыми действительными сущностями, которые могут быть названы «идеями». Именно идеи составляют содержание мира сознания. Поскольку содержание мира сознания связано со знаниями, то наука экономика в совокупности с другими науками дает ученику объективные знания. Когда знания становятся доступными, тогда говорят, что идеи закреплены в практике употребления и зафиксированы в лексике языкового материала индивида.

С другой стороны, содержание мира сознания связано с пониманием. Ученик мыслит идеи, говорит с их помощью о предметах экономической действительности, понимает то, о чем говорят, и то, что говорит сам. Предметность сознания дает возможность использовать слова науки экономики для разговора на экономическую тему, направлять определенный набор языкового материала в речь, чтобы окружающие понимали предмет обсуждения.

Предметность и направленность сознания принято называть интенциональностью. Получая информацию о мире экономики, ученик наделяет ее определенными предметными значениями, которые в совокупности представляют собой интенциональные акты сознания. Интенциональные акты экономического сознания - это знание понятий, ситуаций, законов, положений экономических дел. Отсюда, интенциональный анализ - это анализ условий и возможностей протекания процессов сознания, отражающих экономическую действительность.

Объем информации всегда превышает то, что удается понять ученику, и он всегда работает с частью информации, остальные знания оказывается вне досягаемости его сознания, поэтому у ученика осуществляется два вида интенциональных действий. Сначала он воспринимает информацию «извне» сознания, затем согласовывает и корректирует эти знания с информацией, которая содержится «внутри» его сознания. Интенциональные действия преобразуют информацию в акты сознания и выстраивают их в соответствии с правилами речи (языка).

Интенциональная организация сознания направляет речемыслительные процессы на прием и переработку информации по экономике. В сознании ученика идет сопоставление, уточнение, переоценка новых знаний с уже усвоенными. Так происходит подтверждение или опровержение полученной информации.

Кроме того, сознание используется для познавательно-информационного обеспечения различных сфер жизнедеятельности ученика, развивает операционно-вычислительные способности, которые помогают осваивать науку экономику. Это инструменталистский подход в обучении. В качестве средств школьного обучения используют элементы инструменталистского подхода: учебник, печать, радио, телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, игры, мультимедиа, информационные сети Интернет и т.д.

Учебные компакт-диски и лазерные компакт-диски, а также диски с различной экранно-звуковой информацией используются с помощью компьютера для демонстраций информации, для фронтальной и индивидуальной работы с учащимися на уроке и дома.

В последнее время стал применяться электронный учебник, который допускает графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Электронный учебник предоставляет большие возможности для личной творческой работы, усиливает внимание учащихся к предмету, развивает индивидуальность. За таким учебником будущее.

Кондиционалистский(условный) подход к формированию речи указывает на зависимость сознания от строения и функций психики учеников, их факторов общения, социального окружения, культуры. Конечно, протекание психических процессов сознания ученика определить достаточно сложно, но не учитывать их в работе при изучении экономических процессов нельзя.

Условно «поле» сознания можно представить в виде круга, который разделен на четыре сектора.

1-ый сектор - телесно-перцептивные способности (способности восприятия), с помощью которых ученик получает знания, первичную информацию об экономике и экономических процессах. Учитель так строит уроки экономики, чтобы ученик понял полезность знаний, осознал целесообразность своего поведения на основе полученных знаний, усвоил свое взаимодействие с другими учащимися.

2-ой сектор - логико-понятийные способности ученика. С помощью мышления ученик формирует общие экономические понятия (спрос, величина спроса, предложение, величина предложения и т.д.), проводит аналитико-синтетические мыслительные операции (например, совершенная и несовершенная конкуренция), где главной целью является истина.

3-ий сектор - эмоциональное сознание. Это сфера личностных, субъективных, психологических переживаний, воспоминаний. Это и инстинктивно-аффектные состояния, эмоции, чувства и т.д. Значит, преподавание экономики должно вестись на высоком эмоциональном подъеме, с опорой на жизненный опыт ученика, термины должны подаваться разного шрифта и в разной цветовой гамме для эмоционального восприятия материала и лучшего его запоминания.

4-ый сектор - ценностно-мотивационный, где культивируются высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому фантазированию, воображению, интуиции. Основой бытия в этой сфере сознания выступает красота, правда и справедливость.

Перечисленные 4 «сектора» сознания широко применяются педагогами при формировании речи учащихся на уроках экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: