Теоретические основы разработки содержания учебных дисциплин

Обязательный минимум содержания образования по экономике, требования к уровню подготовки выпускников, принципы отбора экономического содержания берутся за основу при составлении учебной образовательной программы по предмету.

Образовательная учебная программа - это системно-организованное единство целей, ценностей и содержания образования, а также условий организации образовательного процесса.

Программа - это нормативный документ. Он определяет систему работы учителя на годы, поэтому в основе программы лежит определенная концепция, комплекс идей, которые не меняются в течение срока обучения, на который рассчитана программа.

Программа утверждается Министерством РФ и предназначена для реализации предметов инвариантной части Базисного учебного плана на всей территории России. Программы, утвержденные региональными органами образования, предназначены для реализации предметов вариативной части Базисного учебного плана. Как правило, это предметы национально-регионального и школьного компонентов учебного плана.

Учебная программа имеет четкую структуру.

Программа содержит титульный лист. На титульномлисте прописывается автор (авторы) программы, название курса, для какого возраста учащихся предназначена программа, которая обязательно должна иметь гриф Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Гриф – это специальная запись о том, что данная программа утверждена Министерством образования РФ и допущена (или рекомендована) к использованию в школе.

Важнейшим компонентом учебной программы является объяснительная записка.

В объяснительной записке раскрываются цели и задачи обучения экономике, а также основные идеи, реализуемые в курсе. Кроме того, обосновывается логика изложения материала. Выбирая программу, учитель анализирует возможные условия для реализации этой программы в школе, подбирает соответствующий учебник и учебно-методическое обеспечение.

Следующим компонентом программы является ее содержание. В содержании указываются названия тем, подробное содержание каждой темы, примерное количество часов на изучение данной темы. Количество часов на изучение тем дается приблизительное, так как учитель, исходя из особенностей класса, их подготовленности и уровня усвоения материала, может самостоятельно увеличивать или уменьшать число часов на изучение темы в рамках общего количества часов, отведенного на этот предмет.

Содержание программы подкрепляется учебно-тематическим планом, который обычно представлен в виде таблицы, состоящей из колонок с наименованием:

- номер по порядку;

- наименование разделов и тем;

- общее количество часов;

- количество часов на изучение теоретического материала;

- количество часов на практические занятия;

- количество часов для контроля знаний учащихся.

Основные знания и умения учащихся прописываются в последующем компоненте программы, где основательно излагается, что учащиеся должны знать и что должны уметь в результате усвоения данной программы. Как правило, знания и умения учащихся отождествляются со стандартами образования по экономике.

Рекомендации по методике преподавания курса указываются в программе достаточно полно и всесторонне, чтобы учитель мог реализовать основную идею программы. Например, программа Б.А. Райсберга и А.С. Прутченкова «Введение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнеса» (9-11 классы) рекомендует использовать деловые игры, практикумы и самостоятельную работу учащихся при усвоении курса. В программе В.Ф.Мерзлякова «Основы бизнеса» (9-11 классы) после изучения каждой темы проводятся практические работы, дается примерное содержание этих работ.

Обязательным компонентом программы является список основной литературы, рекомендуемой для учащихся. Например, программа Н.В.Бедриной,Ю.А. Соколова, Ю.С. Солнышкова и др. «Современная экономика» (5-9 классы) содержит список литературы по каждой теме. В программе С.Равичева, Т.Протасевича «Современная экономика» список литературы дается в конце программы.

Таким образом, учебная программа представляет собой четкую структуру и является обязательным методическим руководством для учителя, необходимым ему для профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: