Классификация учебных умений

Реализуя одну из выше перечисленных учебных программ или разрабатывая свою учебную программу, педагог тщательно продумывает основные знания и умения учащихся, которые они должны сформировать в процессе обучения по данной программе.

Кроме знаний, умений и навыков учащиеся должны развивать в себе качества личности: способы умственных действий, навыки самоуправления, эмоционально-нравственные, эстетические и деятельностно-практические свойства. Все эти группы качеств личности сливаются воедино, образуя компетентную личность в области экономических знаний.

1-ая группа умений. Знания, умения и навыки (ЗУН). Классификация ЗУН.

I. По локализации отражения:

1. Индивидуальные знания - это знания конкретного человека, его личный опыт в изучении окружающего мира, трудовых отношений, общения.

2. Общественные знания - это знания, выработанные поколения предшественников; материальные, духовные ценности, признанные всеми.

Например, в программе Б.А.Райсберга и А.С.Прутченкова «Введение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнеса» отмечено: что учащиеся должны знать (общественные знания должны стать индивидуальными):

- что представляют собой экономические закономерности, их специфические отличия от законов физического мира;

- основные категории политической экономии и конкретной экономики: собственность, труд, стоимость, товар, себестоимость, цена, деньги, прибыль.

II. По форме отражения:

1. Знаковые и вербальные, которые представлены в виде знаков, в виде языковой устной и письменной формы, в виде формул, теоретических правил и формулировок.

2. Образные, которые представлены конкретными образами и могут быть восприняты органами чувств.

Например, образ предпринимателя, банкира, менеджера, их внешний вид, манера поведения.

3. Вещественные, которые существуют в предметах труда, литературе, искусстве.

Например, портрет или скульптура банкира.

4. Процедурные, которые отражены в текущей деятельности людей, в их практических умениях и навыках, в различных технологиях, в результате трудового процесса.

Например, в программе Б.А. Райсберга и А.С. Прутченкова «Введение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнеса» отражено, что учащиеся должны знать:

- основные понятия и термины: валовой национальный продукт, заработная плата, рентабельность, безработица, производительность труда, бюджет, налоги, банки, кредит.

III. По психическому уровню:

1. Узнавание знаний.

2. Воспроизведение знаний.

3. Понимание знаний.

4. Применение знаний в практической деятельности.

5. Автоматические действия, которые осуществляются на уровне интуиции, бессознательного, непроизвольного выполнения действий.

6. Отношение к знаниям, которое отражает собственный взгляд, свою точку зрения на предмет или явления.

7. Потребность, которая выражается в желании познать, применить знания в практической деятельности и выработать устойчивый навык применения знаний.

Например. Учащиеся должны уметь:

- анализировать причины различий в уровне оплаты труда;

- различать источники и составляющие доходов;

- проводить различия между безработными и незанятыми. (Программа Л.Л.Любимова, А.А.Мицкевича и др. «Образовательная область «Экономика»).

IV. По области и предмету познания: гуманитарные, математические, философские, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

2-ая группа умений. Способы умственных действий (СУД). Классификация СУД.

I. По характеру средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные.

Например. Деньги, функции денег: единица счета, средство обмена, средство накопления. (Программа С.Равичева, Т.Протасевича «Современная экономика»).

II. По логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антипатия, гипотеза, эксперимент, верификация и т.д.).

Например. Различать и сравнивать организационно-правовые формы предпринимательства. (Программа Л.Л.Любимова, А.А.Мицкевича и др. «Образовательная область «Экономика»).

III. По форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория.

Например. Ученики выясняют причины появления экономических функций государства, открывают причины неэффективности государственной деятельности. (Программа Л.Л.Любимова и Н.А.Раннева «Основы экономических знаний»).

IV. По типу логики: рассудочно-эмпирические и разумно-теоретические.

V. По способу работы:

1. Умения и навыки планирования учебной деятельности. Ученик осознает задачи учебного процесса, умеет строить целеполагание, владеет навыками рационального пути выполнения задания, продумывает алгоритм деятельности, может планировать деятельность на день, неделю, месяц, год и т.д.

2. Умения и навыки организации собственной учебной деятельности. Ученик умеет организовать свой рациональный режим работы, может оборудовать рабочее место, владеет навыками и способами умственной деятельности.

3. Умения и навыки восприятия информации. Ученик умеет работать с различными источниками информации, владеет навыками работы с книгой, словарем, компьютером, управляет собственным вниманием, наблюдением, запоминанием и воспроизведением.

4. Умения и навыки мыслительной деятельности. Ученик осмысляет учебный материал, выделяет главное и существенное, анализирует и синтезирует, абстрагирует и конкретизирует, классифицирует, обобщает, доказывает, строит рассказ, аргументирует ответ, формулирует выводы и умозаключения, пишет сочинения, решает задачи и проблемы.

5. Умения и навыки оценки и осмысления. Ученик владеет навыками самоконтроля и взаимоконтроля результатов учебной деятельности, понимает свои достижения, оценивает экономические, экологические, эстетические, этические явления, умеет проверять правильность и прочность теоретических знаний и практических навыков, проводит рефлексивный анализ.

Например. Учащиеся должны:

- владеть общекультурными умениями современного предпринимателя;

- уметь пользоваться различными источниками информации: справочниками, правовыми документами, научной литературой;

- уметь оформлять простейшие документы по ведению бизнеса;

- уметь заниматься самообразованием, используя необходимую литературу. (Программа В.Ф.Мерзлякова «Основы бизнеса).

3-ья группа умений. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). Классификация СУМ.

1. Потребности. Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности разделяются на материальные (пища, одежда, жилье), духовные (эстетические наслаждения), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности, познании, самоопределении, самоутверждении, самовоспитании, самообразовании, самосовершенствовании).

2. Направленность. Направленность - это совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации, убеждения, морально-этические принципы, мировоззрение.

3. Я-концепция. Я-концепция личности - это устойчивая, осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. Я-концепция включает в себя систему качеств человека: я нравлюсь, я способен, я нужен, я могу, я творю, я знаю, я управляю, я владею.

Например. Учащиеся должны отвечать на вопросы:

- является ли стремление людей к росту благосостояния движущей силой экономического развития человечества;

- выгодно ли быть честным;

- какой парадокс лежит в основе рыночной экономики. (Программа В.И.Липсица и Л.В.Антоновой «Основы экономических знаний»).

4-ая группа умений. Эмоционально-нравственная сфера (СЭН). Классификация СЭН.

1. Эстетическое воспитание: чувство красоты, способность видеть и понимать прекрасное, приобщение к литературе, музыке, искусству, танцу, театру, кино.

2. Воспитание нравственных качеств: свобода, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экономическая и экологическая культура, воля, добродетель.

Например. Эмоциональные отношения. Правила применения комплиментов. Культура взаимоотношений мужчин и женщин. Культура поведения за столом. Внешний облик делового человека. (Программа В.Ф.Мерзлякова «Основы бизнеса»).

5-ая группа умений. Деятельностно-практическая сфера (СДП). Классификация СДП.

1. Трудовые знания, умения и навыки: естественнонаучные, политехнические, операционные, мастерство, культура труда.

2. Трудолюбие: активность, прилежность, потребность, готовность, сознательность, усердие, воля.

3. Трудовая нравственность: отношение к труду, взаимоотношения в процессе деятельности, профориентированность, стимулы, ценности, отношение к результатам деятельности.

Например. Практикумы: Пригоден ли я быть менеджером. Как получить и использовать кредит. Как рассчитать цену товара. Оценка ожидаемого риска. (Программа Б.А.Райсберга и А.С.Прутченкова «Введение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнеса»).

Учебная программа по экономике, учитывающая знания, умения и навыки учащихся, способы их умственных действий, механизмы самоуправления личностью, эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы, направлены на развитие компетенций личности в области экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: