Цели адаптивной школы: формирование положительной Я-концепции у учащихся; создание системы адаптирующей педагогики; создание системы разноуровневого дифференцированного обучения.
Дифференцированные цели:
а) траектория продвинутого образования (гимназические и лицейские классы); выделение в особый класс способных и одаренных детей, создание условий для их развития и подготовки в вуз;
б) траектория базового стандарта оптимизации учебного процесса, реализация базового стандарта, реализация национально-регионального стандарта образования, реализация школьного стандарта образования;
в) траектория компенсирующего обучения (личностно-ориентированный подход к ученику, индивидуальный подход, дифференцированный подход, психолого-педагогическая помощь детям, педагогическая поддержка).
Идея школы: сохранение классно-урочной системы, но деление учащихся по уровню их интеллектуального развития на некоторые временные периоды.
Концептуальная основа школы: учащиеся массовой микрорайонной школы должны усвоить стандарт учебного материала.
|
|
Методологические позиции:
1.Гуманистическая программа: получение всеми образования, исключение селекции детей.
2. Адаптирующая педагогика: сочетание адаптивной (учащиеся сами могут и умеют приспосабливаться) и адаптирующей (педагоги создают условия) деятельности.
3. Педагогический плюрализм: ориентация на потребности ученика, гармонизация различных подходов.
4.Принципы оптимизации обучения Ю.К.Бабанского: принцип дифференцированного обучения, учет психологических особенностей школьников, разнообразие методических средств, педагогизация окружающей среды.
Особенности содержания
Программа строится с учетом ГОС и имеет 3 учебных траектории развития ребенка: траектория базового стандарта; траектория гимназического или лицейского образования; траектория компенсирующего образования. Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней, вариантов.
Особенности методики
Сочетание традиционных методов обучения со всем лучшим, что есть в современных методах обучения: объяснительно-иллюстративные приемы и методы, добротное репродуктивное закрепление и повторение, принципы наглядности, практические работы, дидактические игры и т.д.
При контроле знаний учитывается принцип «полного усвоения нового материала». Переход к новой теме осуществляется только после усвоения стандарта знаний всеми учащимися.
Компенсирующими элементами являются: педагогическая любовь к детям, понимание их проблем и трудностей, принятие ребенка таким, какой он есть, сострадание и сочувствие.
Виды педагогической поддержки: учение без принуждения, адаптация содержания, одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти в восприятии нового материала; использование опорных сигналов, применение алгоритмов, комментирование упражнений, оптимальность темпа и т.д.