Технология оценивания результатов обучения и оценка достижений обучающихся в освоении экономики

Понятие «педагогическая диагностика» предложено К.Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой. Сегодня в диагностику вкладывается более широкий смысл, диагностика - это не только проверка знаний, умений и навыков. Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс обучения, во-вторых, обеспечить выполнение стандартов образования по предмету, в-третьих, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся с одного уровня обучения на другой. Отсюда, существуют педагогические технологии оценивания результатов обученности учащихся.

Функции контроля:

1. Обучающая функция. В процессе обучения учителю необходимо знать, в какой мере изучен материал, каков уровень усвоения материала по каждой теме, соответствуют ли знания Государственным образовательным стандартам.

2. Диагностическая функция. Полученная информация о недочетах, пробелах, затруднениях в знаниях учащихся помогает учителю выбрать оптимальное сочетание методов, приемов, средств для дальнейшего обучения.

3. Прогностическая функция помогает получить информацию о учебно-воспитательном процессе и дает возможность простроить прогноз дальнейшего хода определенного отрезка учебного процесса.

4. Развивающая функция контроля направлена на развитие творческих способностей учащихся. В процессе контроля развивается речь, память, внимание, воображение учащихся. Контроль развивает личностные качества, как способность, интерес, потребность, мотивацию.

5. Ориентирующая функция дает информацию о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Вскрывая пробелы, ошибки, недочеты учащихся, контроль указывает направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

6. Воспитывающая функция дисциплинирует учащихся, приучает их к систематической и регулярной работе, развивает чувство ответственности за свой труд. Проверка знаний способствует формированию таких качеств личности, как настойчивость, воля, упорство, преодоление препятствий.

Для того чтобы проверка знаний учащихся выполняла свои функции, она должна соответствовать принципам:

1. Объективность заключается в научном содержании диагностируемых знаний, в точном оценивании умений, навыков; оценки должны быть объективны, независимо от того, какие методы, средства использованы для контроля и кто этот контроль проводит.

2. Принцип системности состоит в необходимости проведения диагностического контроля на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний до их практического применения.

3. Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний для всех учащихся по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося носит наглядный, сравнительный характер.

4. Принцип гласности требует оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому учащиеся судят о своих знаниях и сравнивают их со знаниями других учащихся.

Виды контроля:

1. Предварительный контроль используется для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных дисциплин. Иногда предварительный контроль применяется перед изучением новой темы или в начале учебного года, четверти для ознакомления с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. Цель предварительного контроля - определить исходный объем и уровень знаний учащихся. При предварительном контроле выставляются только положительные отметки, неудовлетворительные отметки не выставляются, чтобы не травмировать учащихся. Ученику дается шанс поправить свои знания в процессе изучения предмета.

2. Текущий контроль используется при проверке повседневной работы ученика на уроке. Цель текущего контроля - получение оперативных, объективных знаний об уровне знаний учащихся и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Учитель - не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся. Ему необходимо не только установить знания учащихся, но и наметить методические поиски приемов, средств, методов, которые бы дали положительный результат в обучении и воспитании школьников.

3. Тематический контроль помогает выявлять и оценивать знания и умения учащихся не на одном, а на нескольких уроках. Цель контроля - установить, насколько успешно учащиеся овладели системой определенных знаний, каков их общий уровень, отвечает ли он требованиям программы и требованиям ГОС. Тематический контроль проводится после изучения логически завершенной части учебного материала.

Тематический контроль является разновидностью периодического контроля. Специфика этого контроля:

- учащимся дается дополнительное время, чтобы подготовиться по теме, пересдать, исправить полученную отметку;

- при выставлении окончательной отметки учитель ориентируется не на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме;

- возможность у учащихся получения более высокой оценки знаний.

4. Рубежный контроль - это проверка знаний учащихся перед тем, как приступить к изучению следующей темы. Проверка проводится потому, что без предыдущих знаний невозможно усвоение новой темы.

5. Итоговый контроль - это экзамен по предмету, итог знаний по предмету.

6. Заключительный контроль - это выпускные экзамены в школе. Различают 3 типа заключительного контроля: 1) внешний (учитель контролирует ученика); 2) взаимный (ученик контролирует ученика); 3) самоконтроль (ученик контролирует свою деятельность).

При выполнении перечисленных видов контроля необходимо соблюдать требования к контролю:

- объективность (единые критерии оценки знаний учащихся, эти критерии должны быть известны учащимся);

- гласность (чтобы заинтересовать учащихся результатами их деятельности);

- незыблемость (отметка не должна подвергаться сомнению ни учителем, ни учеником).

Методы проверки знаний учащихся по экономике:

1. Устная проверка (фронтальная, инди-видуальная).

2. Письменная проверка (контрольная работа, экономические словарные диктанты, сочинения на экономическую тему, эссе, тесты).

3. Проверка практических умений (практикумы по решению экономических задач, компьютерные программы).

Формы контроля знаний учащихся делятся на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы контроля: диктант, самостоятельная работа, письменная контрольная работа, лабораторная работа, зачет по теме, устный опрос у доски, тест.

Нетрадиционные формы контроля: матричный контроль, компьютерный контроль, единый государственный экзамен, викторина, интеллектуальный ринг, дидактические игры, рейтинговая система контроля, контроль знаний в системе коллективного обучения.

Классификация форм проверки:

1. По способу организации ( индивидуальная, дифференцированная, групповая, фронтальная).

2. По способу подачи обратной информации (устная - беседа, зачет, экзамен; письменная - контрольная и самостоятельная работа, тест, экономический диктант, графические задания; компьютерная; экспериментальная - решение задач).

Нормы оценивания ответов учащихся:

«5» выставляется:

- ученик усвоил весь объем изучаемого материала;

- умеет видеть главные проблемы;

- осмысленно применять полученные знания на практике;

- не допускает ошибок в устных и письменных ответах;

- легко отвечает на видоизмененные вопросы.

«4» выставляется:

- ученик демонстрирует знание материала;

- отвечает на вопросы учителя без затруднений;

- умеет применять полученные знания на практике;

- в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет неточность с помощью дополнительных вопросов учителя;

- в письменных работах делает незначительные ошибки.

«3» выставляется:

- ученик усваивает основной материал, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных вопросов учителя;

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего (повторяющего) характера и путается в ответах на видоизмененные вопросы;

- допускает ошибки в письменных работах.

«2» выставляется:

- у ученика имеются отдельные представления об изучаемом материале;

- большая часть изучаемого материала не усвоена;

- в письменной работе допускаются грубые ошибки.

«1» выставляется:

- полное незнание учеником материала.

Использование в педагогической деятельности разнообразных технологий обучения и контроля учащихся направлено на развитие компетентностей обучающихся и выработке у них позитивных качеств личности.

Теоретические вопросы

1. Какие функции выполняет проверка знаний учащихся?

2.При каких условиях ученику за ответ выставляются отметки. Отметке слева выберите ее значение в колонке справа.

Отметка Значение отметки
  А) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа
  Б) не раскрыто основное содержание материала, допущены ошибки в определении понятий
  В) неполно и непоследовательно изложен материал, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения
  Г) полное раскрытие содержания материала, материал изложен грамотным языком в определенной логической последовательности

3. Перечислите основные функции контроля и дайте им характеристику.

4. Перечислите основные виды контроля и дайте им характеристику.

5. Назовите традиционные формы контроля и приведите пример проверки знаний учащихся по экономике (форма контроля и тема урока экономики по выбору студента).

6. Назовите нетрадиционные формы контроля и приведите пример проверки знаний учащихся по экономике (форма контроля и тема урока экономики по выбору студента).

7. Перечислите известные вам педагогические технологии. Дайте характеристику педагогической технологии (по выбору студента).

Практические задания

1. Обоснуйте вопросы к зачету и технологию оценивания ответов учащихся по теме «Конкуренция - движущая сила рыночной экономики».

2. Составьте и обоснуйте варианты заданий и технологию оценивания результатов контрольной работы по теме «Конкуренция – движущая сила рыночной экономики».

3. Составьте тестовые вопросы и предложите технологию оценивания ответов учащихся по теме «Конкуренция - движущая сила рыночной экономики».

4. Разработайте программу проверки знаний, умений и навыков учащихся.

5. Разработайте конспект урока в соответствии с особенностями педагогической технологии (технология по выбору студента).

Дополнительная литература

1. Гулидов, И.Н. Методика конструирования тестов [Текст]: учеб.пособие / И.Н.Гулидов, А.Н.Шатун. - М.:ФОРУМ -ИНФРА -М, 2003. - 112 с.

2. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст ]: учеб.пособие для вузов / Н.Ф.Голованова. - СПб.: Речь, 2005. - 317 с.

3. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст ]: учеб.-метод. пособие / Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.- 224 с.

4. Кукушкин, В.С. Дидактика [Текст]: учеб.пособие / В.С.Кукушкин. - М.: издательский центр «МарТ», 2003. - 368 с.

5. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст]: учеб.пособие / В.Г.Максимов. - М.:Академия, 2002. - 270 с.

6. Основы педагогических технологий [Текст ]: краткий толковый словарь / под общ.ред. А.С.Белкина. - Екатеринбург, 1995. -22 с.

7. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.- М.: Проспект, 2004.-432 с.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб.пособие для вузов / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

9. Трунин, В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике [Текст]: пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / В.И.Трунин. - М.:Вита, 1999. - 183 с.

10. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов /А.В.Хуторской. - СПб: Питер, - 2001. - 536 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: