Занятие № 1 Понятие о терморегуляции

«Физиологические показатели здоровья человека».

Учебная цель: изучить значение измерения температуры тела, время и места измерения температуры тела. Изучить причины возникновения лихорадки, дать понятие о кризисе и лизисе, о типах лихорадки. Дать теоретические основы за лихорадящими больными. Определение пульса, его свойства, места определения пульса. Понятие о кровяном давлении, о правилах его измерения. Дыхание и его виды. Техника подсчета дыхательных движений.

Учебное время: 2 часа

Место проведения занятия: групповое теоретическое и практическое занятие в аудитории.

Наглядные пособия: плакаты, тонометры, фонендоскопы.

План проведения занятия.

1. Вводное слово преподавателя. 3 мин.

2. Понятие о терморегуляции в организме. Время и места термометрии. Значение термометрии. 5 мин.

3. Лихорадка, причины возникновения. Понятие о кризисе и лизисе.

Уход за больными при лихорадке. 15 мин.

4. Пульс, свойства пульса. Места исследования пульса. Определение

пульса в состоянии покоя и после физической нагрузки

(20 приседаний) 20 мин

5. Понятие о кровяном давлении, правилах его измерения. Измерение кровяного давления в состоянии покоя и после физической нагрузки. 20 мин.

6. Дыхание и его виды. Техника подсчета дыхательных движений в

состоянии покоя и после физических упражнений. 15 мин

7. Заключение. 2 мин.

Итого: 80 мин

1. Понятие о терморегуляции.

Терморегуляция заключается в поддержании определенного равновесия между теплообразованием и теплоотдачей, результатом чего является постоянная температура тела.

Теплоотдача в основном процесс физический. В спокойном состоянии, в результате излучения с поверхности тела, организм теряет около 80% образовавшегося в нем тепла за счет испарения воды в процессе дыхания и теплоотделения – около 20%. Около 1,5% тепла теряется с мочой и калом.

В норме температура у детей несколько выше, чем у взрослых, за счет повышения у них окислительных процессов, необходимых для роста.

Колебания нормальной температуры могут быть связаны с обменом веществ, с изменением функции половых желез, с приемом тяжелой физической работой. Но все физиологические колебания температуры, с чем бы они не были связаны, в норме не превышают 10 .

Термометр состоит из стеклянного резервуара с припаянной к нему капиллярной трубкой. Капилляр укрепляют на металлической пластине – шкале, градуированной по Цельсию от +340 до 420 , с делениями в десятые доли градуса, а все это устройство помещают в стеклянный футляр. Резервуар и часть капиллярной трубки заполняется ртутью. При нагревании объем ртути увеличивается в 500 раз более, чем объем резервуара. Вернуться в резервуар после прекращения нагревания самостоятельно ртуть не может, т.к. этому препятствует штифт, впаянный в дно резервуара и верхним концом выходящим в капилляр. Вернуть ртуть в резервуар можно лишь встряхиванием.

Термометры хранятся в стакане. На дно стакана кладут слой ваты и заполняют стакан на 1/3 объема 700 спиртом или раствором Каретникова (1л воды: 12 частей соды: 16 частей формалина: 3 части карболовой кислоты). Измерив температуру, термометр опускают нижним концом в стакан. Измерение температуры производят чаще всего в подмышечной впадине, реже в паховой складке. У истощенных больных и грудных детей можно измерять температуру в прямой кишке или в ротовой полости. Перед измерением температуры подмышечную область или паховую складку насухо протирают, чтобы исключить возможность получения заниженных цифр в результате испарения. Резервуар с ртутью со всех сторон должен тесно соприкасаться с кожей. Измерение производят в течение 5 – 10 мин. В стационаре температуру измеряют всем больным два раза в сутки: между 6 и 8 часами утра и в 17 – 19 часов дня. В указанные часы можно судить о максимальной и минимальной температуре. Иногда требуется более частое измерение температуры тела: 3 – 4 раза в день или через каждые 2 часа. Показания температуры записывают в виде кривой в специальный температурный лист, который вкладывают в историю болезни. По горизонтали отмечают даты и время суток, а по вертикали – показания температуры. Все точки соединяются и ломаная кривая, полученная в результате этого, называется температурной кривой.

Лихорадкой (термин «лихорадка», febris, имеет двоякое значение: fervor – жар и februa – средство очищаться) называется приспособительная реакция организма, выработанная им в процессе эволюционного развития. Эта реакция проявляется нарушением теплового обмена с повышением температуры тела в ответ на сильные раздражители, какими являются инфекции или продукты повреждения ткани.

По высоте различают температуру:

· субнормальную 35 – 360 ;

· нормальную 36 – 370 ;

· субфебрильную 37 – 380 ;

· умеренную лихорадку 38 – 390 ;

· высокую лихорадку 39 – 410 ;

· сверхвысокую 41 – 420 .

По длительности лихорадки делятся:

· мимолетная – от нескольких часов до 1 – 2 дней;

· острая – до 15 дней;

· подострая – до 45 дней;

· хроническая – более 45 дней.

По характеру колебаний температуры различают следующие типы лихорадки:

· постоянная лихорадка: высокая, длительная, с суточными колебаниями температуры не более 10 . Характерна для брюшного, сыпного тифов, крупозной пневмонии;

· послабляющая лихорадка: суточные колебания температуры более 10 С с падением ниже 380 . Характерна при нагноительных заболеваниях, очаговой пневмонии.

· Истощающая (гектическая) лихорадка: суточные колебания 4 – 50 с падением температуры до нормальной и субнормальной – ниже 360 (при туберкулезе легких, сепсисе, нагноительных заболеваниях);

· извращенная лихорадка: по характеру и степени такая же, как истощающая, но утром бывает максимальной, а вечером - нормальная ( тяжелые формы туберкулеза, сепсис);

· атипическая лихорадка: характеризуется неопределенной длительностью с неправильными и разнообразными суточными колебаниями температуры (при ревматизме, дизентерии, гриппе);

· перемежающая лихорадка: температура повышается до 39 – 400 с последующим быстрым падением до нормальной. Колебания повторяются через каждые 1 – 2 дня (при малярии);

· возвратная лихорадка: отличается закономерной сменой высоколихорадочных и безлихорадочных периодов длительностью по несколько дней (при возвратном тифе);

· волнообразная лихорадка: характеризуется чередованием постоянного нарастания температуры с постоянным ее падением до нормальной и ниже (при бруцеллезе и лимфогрануломатозе).

Постепенное снижение температуры в течение нескольких дней до нормальной называют литическим или лизисом.

Быстрое падение температуры в течение 12 – 24 часов до нормальной называют критическим или кризисом (характерно для крупозной пневмонии).

Течение лихорадки делят на 3 периода:

· период нарастания температуры;

· период максимального подъема ее;

· период снижения температуры.

Уход за больными в каждом периоде имеет свои особенности:

· в периоде нарастания температуры теплопродукция преобладает над теплоотдачей, поэтому больного следует согреть (тепло укрыть, обложить грелками, давать горячее питье);

· в период максимального подъема температуры повышенная теплоотдача и повышенная теплопродукция находятся в относительном равновесии. Нарушается обмен веществ: с одной стороны повышается сгорание питательных веществ, а с другой – из-за понижения аппетита поступление питательных веществ в организм уменьшается. Больной истощается. Поэтому больному нужно давать высококалорийные и легкоусвояемые продукты в жидком и полужидком виде 6 – 7 раз в сутки. Для выведения из организма продуктов неполного сгорания, токсинов нужно вводить как можно больше жидкости: фруктовые, ягодные соки, морсы или молоко, чай с лимоном, минеральные воды. Рекомендуется класть на лоб холодный компресс или пузырь со льдом. Тело можно обтирать прохладной водой с уксусом. Критическое падение температуры с обильны потоотделением нередко сопровождается явлениями сердечно-сосудистой слабости. Поэтому таким больным дают сердечные средства, меняют влажное белье. Следует согреть больного грелками, дать горячий чай или кофе.

2. Пульс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: