Основные методические положения операционного анализа

Операционный анализ «Затраты – объем продаж - прибыль» является частью финансового анализа с целью оперативного планирования и неотъемлемой составляющей управленческого учета. Он отслеживает зависимость финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства/ сбыта по каждому типу ассортимента выпускаемой продукции.

Классическая система учета прямых затрат “директ костинг”, которую называют системой управления себестоимостью, служит теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат. Управленческий учет связан с методами включения затрат в себестоимость продукции и учета затрат по системе “директ костинг”, а также с анализом взаимосвязи “затраты – выручка – прибыль” (cost – volume - profit). По первым буквам английских слов метод изучения данной взаимосвязи получил название CVP. В данной системе достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений. Главное внимание в ней уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Анализ CVP – это метод системного исследования затрат, объема деятельности и прибыли компании с целью определения:

- объема реализации, который обеспечивает возмещение всех затрат и получение желаемой прибыли;

- величины прибыли при определенном объеме реализации;

- влияния изменений величины затрат, объема и цен реализации на прибыль предприятия;

- оптимальной структуры затрат.

Ключевыми элементами операционного анализа служат:

- оценка бизнес-риска предприятия с использованием показателей операционный леверидж и запас финансовой прочности;

- оценка операционной прибыли по предельному доходу компании и точке безубыточности.

На основе вышеуказанных показателей менеджеры могут принимать решения о том:

- как увеличить рентабельность производства;

- каким образом управлять сбытом продукции;

- как оптимизировать ресурсы для сокращения расходов и увеличения доходов.

Метод CVP- анализа позволяет оценить четыре способа влияния на прибыль во всех их сочетаниях:

- изменение цены;

- изменение объема сбыта;

- сокращение переменных издержек;

- сокращение постоянных издержек.

Операционный анализ основывается на некоторых общих предположениях:

1. Данный анализ предполагает, что доходы и издержки линейно зависимы в пределах определенного отрезка объема производства.

2. Не учитываются системы скидок, то есть продажная цена не изменится с изменением объема продаж и останется неизменной в диапазоне, включенном анализ.

3. Деление затрат на постоянные и переменные несколько условно, но возможно и приемлемо. Переменные издержки колеблются пропорционально объему продаж, а постоянные издержки остаются неизменными при любых колебаниях, относящихся к анализируемой ситуации.

4. Анализируется только один продукт или, в случае нескольких продуктов, смешанные продажи считаются стабильными; ассортимент реализуемой продукции остается неизменным.

5. Не учитываются изменения производственных запасов из периода в период.

6. Производственная эффективность считается постоянной величиной на протяжении всего расчетного периода.

7. Цены факторов, влияющих на себестоимость, не изменяются. Единственный фактор, оказывающий влияние на себестоимость, объем выпуска продукции.

Опираясь на вышеуказанные предположения, с помощью методик операционного анализа выделяют ряд параметров, с помощью которых возможен текущий мониторинг эффективности деятельности бизнес структур. Следует помнить все принятые упрощающие предположения и быть внимательными к динамичным факторам, которые могут потребовать внесения поправок в выводы.

Одним из наиболее важных приемов для управления расходами является анализ предела погашения постоянных издержек и доходов.

При проведении анализа издержек необходимо рассчитать величину маржинальной прибыли, которая представляет собой разность между ценой реализации и переменными затратами на единицу продукции или сумму постоянных расходов и прибыли от реализации. Значение маржинальной прибыли за отчетный период определяется по следующей формуле:

, (3.8.22)

где Р – цена реализации единицы продукции (д.ед.);

V - переменные издержки на единицу продукции (д.ед.);

Qs – объем продаж в натуральном выражении за определенный промежуток времени;

F - величина постоянных издержек (д.ед.).

Целесообразность концепции маржинальной прибыли заключается в следующих положениях:

- продажная цена единицы продукции должна быть по крайней мере выше, чем переменные затраты на единицу продукции (МПед › 0), в противном случае каждая произведенная единица продукции будет только увеличивать убытки предприятия;

- компания должна продавать по крайней мере Qsве единиц продукции для того, чтобы покрыть свои постоянные затраты:

Qsве · МПед. = F. (3.8.23)

- каждая дополнительно проданная единица продукции (после покрытия всех постоянных издержек), если МПед.›0, непосредственно увеличивает операционную прибыль;

- на величину маржинальной прибыли (МП) не влияет изменение объема производимой продукции, что превращает показатель маржинальной прибыли в незаменимый параметр измерения при расчетах издержек для различных объемов производства.

Если в результате анализа оказалось, что МПед.›0, то необходимо наращивать объем реализации такой продукции, так как он ведет к наращиванию операционной прибыли; если МПед.‹0, то при наращивании объемов производства и сбыта данной продукции будут возрастать убытки.

Анализ безубыточности – это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях производимой продукции. Анализ безубыточности позволяет определить объем продаж, необходимый для того, чтобы деятельность предприятия была безубыточной. Точка безубыточности отражает такой объем или уровень производства, при котором совокупный доход и общие издержки равны. Это точка, в которой нет ни прибыли, ни убытков. Если объем производства и продаж ниже значения точки безубыточности, то для предприятия существует реальная угроза банкротства.

Анализ безубыточности позволяет определить следующее:

- требуемый объем производства, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;

- зависимость прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных расходов;

- значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.

К достоинствам этого метода анализа следует отнести:

- простоту использования;

- наглядность при планировании прибыли;

- иллюстративность при демонстрации влияния операционных изменений на прибыльность деятельности предприятия;

- помощь в определении оптимальной структуры постоянных и переменных издержек.

Сущность анализа безубыточности имеет экономико-математическое и графическое представление. График на рисунке 3.8.6 показывает объем произведенной продукции в штуках на горизонтальной оси и величину дохода или издержек в стоимостном выражении на вертикальной оси.

Рисунок 3.8.6 – Графическое определение точки критического объема производства (С)

Можно заметить, что когда объем выпуска равен 0, совокупные издержки не равны нулю, а равны фиксированным элементам издержек. Для каждой конкретной цены продажи единицы конечного продукта, диагонально наклоненная линия АА′, начинающаяся в точке А, будет показывать величину доходов при различных объемах выпуска/продаж. Пересечение линии совокупного дохода с линией совокупных продаж определяет точку безубыточности (С). Любая разница по вертикали между линией совокупного дохода и совокупных издержек справа от точки С показывает прибыль при данном объеме производства, в то время как убытки будут показываться на графике слева от точки безубыточности, потому как в этом случае совокупные издержки превышают совокупный доход.

Следует отметить, что такое графическое представление весьма условно. Многочисленные исследования показали, что зависимость носит нелинейный характер. Поэтому область дохода не является неограниченной – при достижении некоторого объема производства дальнейшее его увеличение становится экономически неэффективным.

Аналитическое представление точки безубыточности может быть осуществлено следующим образом:

(3.8.24)

или

. (3.8.25)

В приведенном выше уравнении количество единиц продукции рассчитывается для данных величин F,V,P. Можно также рассчитать безубыточную цену реализации для данного объема производства и определенных издержек. Это дает возможность оценить последствия повышения или снижения цены продукта. В графическом представлении изменение цены продукта повлечет уменьшение угла наклона прямой объема продаж. И, следовательно, можно наблюдать, как эти изменения скажутся на прибыли.

Точка безубыточности в денежном выражении – это доход от продаж в денежном выражении, который необходим для покрытия постоянных и переменных издержек. Объем продаж в точке безубыточности (SBE) в стоимостном выражении:

SBE = ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ + ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ В ТОЧКЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

или

. (3.8.26)

Определение точки безубыточности в денежном выражении, позволяет узнать, какой доход от продажи продукции необходимо получить, чтобы покрыть свои текущие расходы; насколько активно нужно продвигать данную продукцию на рынок; насколько эффективно используются ресурсы. Можно рассчитать точку безубыточности с учетом требуемого уровня прибыльности (Income), но при этом прибыль теоретически рассматривается как издержки:

. (3.8.27)

В операционном анализе находит применение показатель вклад на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Он представляет собой разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство и сбыт этой продукции и определяется следующим образом:

. (3.8.28)

. (3.8.29)

Для принятия решений, нацеленных на увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению вклада на покрытие L. В данной трактовке величина вклада на покрытие совпадает с величиной маржинальной прибыли, но это не означает тождественность данных понятий. Если мы хотим получить величину вклада на покрытие административных непроизводственных затрат, то в этом случае величина L будет рассчитываться по формуле:

, (3.8.30)

где FПР - постоянные производственные затраты.

Коэффициент маржинальной прибыли показывает, какая доля в объеме продаж может быть использована для покрытия постоянных издержек и формирования прибыли, и рассчитывается по формуле:

(3.8.31)

Чем выше значение коэффициента маржинальной прибыли, тем привлекательнее с финансовой точки зрения производство и продажа данного продукта.

Важным аспектом операционного анализа является определение показателя запас финансовой прочности компании (Z), который представляет собой разницу между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности:

. (3.8.32)

При этом точке безубыточности QBE в единицах продукции соответствует порог рентабельности SBE в денежных единицах; компания, пройдя порог рентабельности, имеет дополнительную сумму валовой прибыли на каждую очередную единицу товара. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается.

Можно рассчитать запас финансовой прочности в процентах от реализации продукции по формуле:

. (3.8.33)

Например, если Z = 20 %, то это означает, что объемы производства и продаж могут снизиться на 20 % прежде, чем на предприятии будет достигнута точка безубыточности.

Данный показатель дает оценку бизнес- риска операционной деятельности предприятии. Чем меньше значение запаса финансовой прочности, тем выше риск попадания в область убытков.

Существует важная взаимозависимость точки безубыточности и уровня операционного рычага. Операционный леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Под структурой себестоимости понимается соотношение доли переменных и постоянных издержек. Уровень операционного левериджа показывает степень, в которой постоянные издержки входят в структуру себестоимости, то есть ту долю издержек компании, которая при любом объеме производства остается фиксированной. Если уровень постоянных издержек предприятия высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Если фиксированные издержки высоки, то даже небольшие отклонения в объеме продаж могут привести к значительным изменениям валового дохода и рентабельности собственного капитала.

Уровень операционного левериджа (DOL) определяется как частное от деления относительного изменения валового дохода (EBIT) при изменениях в объеме продаж, на относительное изменение объема продаж по следующим формулам:

, (3.8.34)

. (3.8.35)

. (3.8.36)

Анализ «издержки-объем-прибыль» - это метод изучения отчета о финансовых результатах в целях оценки эффективности основной деятельности, силы операционного и финансового рычага, один из инструментов, помогающих менеджеру осуществлять планирование и управление деятельностью предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: