Историческая школа права

Эта теория сложилась в первой трети Х1Х века в Германии, ее представителями были Г. Гуго, Савиньи, Пухта. Ее сторонники отрицали возможность существования единого для всех народов права. У германского же, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, определяемое исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа. Это результат естественного исторического процесса. Оно саморазвивается, изменяется и постепенно исторически складывается, подобно языку и нравам. Сторонники этой теории полагали, что основной источник права не закон, а обычай, ибо только он образуется практически, самостоятельно, независимо от государства. При этом любой институт, если он сложился и существует - оправдан и его следует понимать как должное, как право.

Марксистская теория права

В основу этой теории ее классики Маркс и Энгельс положили материалистический подход. Согласно их взглядам, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Поэтому содержание права определяется экономическими условиями жизни. Кроме того, эта теория связывает функционирование права с наличием классов и классовой борьбой. Поэтому право есть выражение воли экономически господствующего класса.

Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует эту волю, но и обеспечивает реализацию на практике. По мысли основоположников марксизма с исчезновением классов и переходом к коммунизму право, как и государство должно утратить политический характер и отмереть.

Эта теория советской юридической наукой рассматривалась как единственно верная. В современных условиях многие ее положения подвергнуты критике. Однако при этом нельзя отбрасывать положительные моменты (например, материалистическое понимание права), которые имеют значение для развития правоведения, юридической науки.




double arrow
Сейчас читают про: