Задания Б

1. Сгруппируйте однокоренные слова. Сколько групп родственных слов вы обнаружили здесь? Выпишите каждый корень во всех представленных вариантах.

Плавка, судебный, посуда, зачет, тряпка, топлёный, осторожный, сочетать, пловец, годовой, затонуть, выжимать, старожил, плавить, судья, сосуд, отчитываться, ломка, судомойка, зубрежка, подсудимый, утопить, годиться, пересуды, истопник, сторож, суждения, отчет, годный, знать, зубр, судки, зачетный, судак, зубровка, старость, выламывать, судимость, плыть, судовой, ежегодный, затопленный, сударыня, тряпица, сторожить, судороги, тряпьё, зазубрины, расплавленный, плов, сосудистый, сердечный, подломленный. [1]

2. Подобрав 2-3 однокоренных слова, выделите корень в словах, охарактеризуйте его. Особо отметьте радиксоиды.

Эгоизм, туземец, чистейший, отравление, сухой, верность, спешить, хозяйство, бледность, ассистент, укрепление, француженка, переоценка, запирать, антагонизм, свергать, артикуляция, достигать, надеть.

3. Сгруппируйте слова, объединенные тождеством суффикса.

Лужица, пуговица, сахарница, пословица, кружевница, столица, учительница, сухарница, водица, кожица, чернильница, таблица, граница, слушательница, труженица, птица, заусеница, салатница, вереница, должница; утренник, художник, холодильник, заочник, ночник, зимник, субботник, плотник, цветник.

Подберите имена существительные с суффиксом -к-, обозначающим: а) ‘лицо женского пола’; б) ‘процесс, действие’; в) ‘орудие действия’; г) ‘уменьшительность’. Какие системные отношения между морфемами реализуются в этих случаях?

4. Образуйте от данных слов имена существительные с отвлеченным значением, обозначьте суффикс.

Овладеть, колкий, бедный, певучий, здоровый, ханжа, долгий, белый, седой, восклицать, достойный, охладить, сухой.

5. Подберите к данным словам родственные с разными суффиксами. К каким частям речи они принадлежат?

Класть, стол, голова, желтый, рука.

6. Выделите приставку в слове алогичный, приведите свои примеры слов с этой приставкой, укажите синонимичные приставки.

7. Есть ли приставки в данных словах: сыскать, супесчаный, сумерки, судьба; правота, праязык, правление, проректор, протестовать. Обоснуйте свою точку зрения. Укажите значение приставки, где это возможно.

8. Выделите аффиксоиды, укажите признаки аффикса и корня:

Полусапожки, полведра, самолюбие, взаимовлияние, килограмм, бионика, телеконтроль, микрорецензия.

9. Определите значение иноязычных элементов, приведите слова, в которые они входят, укажите словообразовательный статус этих элементов: анти-, архи-, архе-, -грамма, дикт-, крат-, -оним, поли-, супер-, фото-, прото-, -фил, макси.

10. Найдите в словах аффиксоиды и радиксоиды:

Надеть, дискотека, пушкиновед, полуподлец, серпообразный, корневидный, полевод, разувать, полушубок.

11. Дайте определение интерфиксов, субморфов. Найдите их в следующих словах.

Тысячелетие, отец, двухместный, судилище, арготизм, читинец, столица, палочка, кончик, солнечный, полковник, участвовать.

12. Что представляют собой выделенные части данных слов? Как решают вопрос о статусе этих элементов лингвисты?

Пар о воз, син е -зелёный, кофе й ник, пе в ец, храни л ище, шоссе й ный, мхат ов ский, кант иан ство, ба хвалиться, чеп ец, колод ец, флот или я, неб ес ный, ныря ль щик, клей стер, доч ер ний, наш ен ский, маск арад, вуз ов ский, бур е лом, тр е угольный, два жд ы, игр о тека, фот о тека.

13. Разграничьте формообразование и словообразование в следующих парах. Аргументируйте свой ответ.

Дом – домашний, подделать – подделка, подделать – подделывать, племя – племена, пишу – пиши, мою – мыл, тянули – тянем, тянуть – оттянуть, оттянуть – оттягивать, тянули – тянут, мириться – помириться, атаковали – атакуют, бегающий – бегавший, дочь – дочерью, перестроить – перестраивать, слепнуть – ослепнуть, строить – надстроить, кроить – перекроить.

14. Найдите окончания, определите их значения:

а) моей, семей, без затей, скорей, ей-ей, мышей, столицей, вылей;

б) направлений, планетарий, заячий, свежий, рыжий, гений, третий, мнений; в) самой, свой, ой, открой, какой-то, тугой, наперебой, вымой, прибой, травой, домой, больной; г) отдых, во-первых, новых, чёрных, трёхдневный, смутился, газопровод, кому-нибудь, семьдесят, брать.

15. Определите функции окончаний

Взгляд, раба, девятый, сероглазый, прохлада, Валентина, придира, о весне, синь, стужа, золотой, двое.

16. Являются ли подчеркнутые слова производными? Если да, то охарактеризуйте способ образования. С какой целью поэт использует данные слова?

Неподражаемо лжет жизнь:

Сверх ожидания, сверх лжи…

Но по дрожанию всех жил

Можешь узнать: жизнь!

Словно во ржи лежишь: звон, синь

(Что ж, что во лжи лежишь!) – жар, вал…

Бормот – сквозь жимолость – ста жил…

Радуйся же! – звал!

(М. Цветаева)

17. Какие словообразовательные явления автор использует как средства выразительности? Охарактеризуйте эти явления, опишите особенности их употребления в тексте.

Случайный прохожий скорее всего не поинтересуется прошлым парка, потому что на самом деле он не прохожий, не проходит он, пробегает, ему некогда, он несется, у него много дел в нашем торопящемся мире (из газет).

Контрольные вопросы

1. Какие основания для классификации морфем вы знаете?

2. По каким признакам корень противопоставляется аффиксальным морфемам? Какое значение абстрактнее – корня или аффикса?

3. Что называют радиксоидом? Приведите примеры.

4. В чем заключается сходство и в чем – различие между приставками и суффиксами?

5. В каких случаях корень становится аффиксоидом, как при этом изменяется его значение?

6. Какие расхождения существуют в толковании термина постфикс?

7. В словах перелесок, прожилка, бессмысленный аффиксы образуют «рамочную конструкцию». Каким термином называется это явление? Как сформулировать значение этих морфем? Какой иной подход к этому явлению вы знаете?

8. Что понимается под регулярностью и продуктивностью морфем?

9. Приведите примеры уникальных морфем. Какие аргументы за и против их выделения вы знаете?

10. Какие типы значений морфем вам известны?

11. Какие точки зрения на интерфикс и субморф вы знаете?

12. Какие функции выполняют аффиксы? Подтвердите свой ответ примерами. В чем специфика флексии как аффикса? Какие функции, по вашему мнению, она выполняет?

13. По каким признакам выделяются нулевые морфемы? Приведите примеры нулевых формо- и словообразующих морфем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: