1. Графически обозначьте суффиксы и окончания, отметьте случаи многозначности и омонимии аффиксов.
Армия, боец, вялая, берега, школьник, помещичий, ёжик, молнией, старичок, какой.
2. Графически обозначьте морфемный состав слов. В каких случаях для этого необходимо сделать фонетическую транскрипцию?
Станция, вражьего, решение, принес, открой, моя, якоря.
3. Графически обозначьте морфемный состав слов. В каких случаях трудности в выделении морфем обусловлены графическими и орфографическими нормами?
Шея, наперсница, веснушчатый, лисий, большевистский, дощатый, судья, прибавь, приду, пятитонный, пятитонка, бессудный, рассорить.
4. Определите, в каких системных связях находятся приставки и суффиксы каждой группы, ориентируясь при этом на отношения между словами в лексикологии:
а) летописец, мудрец, братец;
б) прогулка, испанка, палочка;
в) телятник, конюшня;
г) архинелепый, сверхмодный.
5. В следующих словах укажите алломорфы.
Банщик, заказчик, выдумщик, заливчик, вышивальщик, переводчик, стульчик, переплётчик.
|
|
6. Приведите примеры слов разных частей речи с нулевым окончанием (по три примера).
7. Подберите по два слова, морфемный состав которых отвечал бы следующим моделям: 1) Ç, 2) Ç , 3) Ø Ç , 4) Ç Ù, 5) Ø Ø Ç Ù , 6) Ç ÙÙ , 7) Ø Ç Ù, 8) Ç Ç , 9) Ø Ç Ù Ù .
8. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чем основывается языковая игра в этом тексте.
Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под - водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).
9. Определите частеречную принадлежность слов на – ло, охарактеризуйте аффиксы, расскажите о значениях дериватов в «Загадке» Н. Мережникова:
Шло с поля мычало,
Несло на шее бренчало,
Вдруг навстречу ему брехало!
Раскрыло свое кусало и зарычало!
А мычало
Подняло махало,
Выставило бодало
И пошло на брехало.
А оно поджало виляло
И прочь побежало.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под термином словообразование? Какие подразделы в нём выделяются? В чём их различия? С какими типами разбора они связаны?
2. На каком основании словообразование признаётся самостоятельным разделом науки о языке? Из какого раздела оно выделилось? Какое место среди других разделов оно занимает? С какими разделами языка словообразование связано наиболее тесными связями?
|
|
3. Что называется морфемой? Кто ввел этот термин? На основании каких свойств выделяется морфема?
4. В каких отношениях находятся термины морфема – морф – алломорф?
5. Одинаковый ли тип толкования у словообразовательно производных и непроизводных слов? Что имеет в виду Е.С.Кубрякова, говоря о «двойной референции» производных слов? Какие слова Вы выберете для иллюстрации идиоматичности русского слова (топор, колун, веялка, сеялка, фиалка, подснежник, подберёзовик, груздь)?
6. В «Словаре морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой выделены корень - бед - в словах бедовый, победа, убедить, - пруг - в супруг и упругий, - пряж - в пряжка, пряжка, спряжение. Согласны ли Вы с таким морфемным членением? Каковы основания для такого членения? Что не учитывается авторами?