Задания А

1. Разграничьте производные и непроизводные слова. Определите способ образования производных слов.

Дрейф, домовой, вполсилы, безденежье, дуэлянт, хмуриться, изумительный, усердствовать, судья, полуграмотный, вмешательство, запрет, подвергнуть, воспеть, сидеть, зелёный, железобетонный, чистый, подход, прилёт, паровозный, слесарничать, кокетничать, законспектировать, переговариваться, светильник, расступиться, когда-нибудь, антинародный.

2. Укажите, какие слова образованы 1) префиксальным способом, 2) суффиксальным способом, 3) нулевой суффиксацией, 4) префиксально-суффиксальным способом:

а) подслеповатый, подрамник, подгорелый, подгруппа, подделка, подносчик, подраздел, подстаканник, подслушать, подвластный, подвязать, поджечь, поджог, подмастерье, подмять;

б) валентность, кляузничать, удар, морщинистый, оледенеть, одобрение, вешалка, управление, уживчивый, выкройка, вороньё, прибрежный, сватовство, бодрствовать;

в) разрумяниться, перенаселённость, побережье, поветрие, окружение, заморский, несамостоятельность, осветить, по-дружески, нерешительность, перепроизводство, бесшумно, обезопасить, растрата, сработаться, выборка, прерывистый, разбежаться, соотечественник, безбрежный, опреснитель, контрразведчик;

г) свист, срыв, стрельба, безусый, сушь, чтение, зов, дружески, уплата, безводье, перенос, быстро, созыв, соавтор.

3. Отграничьте сложение от других способов словообразования.

Архибыстрый, суперсложный, антивоенный, окололунный, пятиклассник, двуязычие, канатоходец, железобетон, спецкор, нефтеналивной, внештатный, левобережный, птицелов, самбо.

4. Сгруппируйте слова в соответствии с известными вам разновидностямисложения. Найдите слова, которые не относятся к этому способу:

а) кафе-столовая, стеклозавод, генерал-майор, мясорубка, небоскреб, хлебобулочный, соковыжималка, орденоносец, мореплаватель, теплозащитный, ярко-красный, платье-костюм, красновато-лиловый, золотисто-желтый, электропрялка, автовокзал, мини-юбка, картофелеуборочный, сенокосилка;

б) авиабаза, миноносец, водомер, пол-лимона, черноглазый, черноморский, светло-синий, полтетради, полноводность, самовыражение, пятиклассница, пол-арбуза, толстосум,, землевладельческий, землепроходец, белозубый, полноводный, овощечистка, машино-тракторный, литературно-художественный, шахматно-шашечный, блинообразный, яйцевидный, честолюбец, виноделие, землеройка, пятиборец, мусоропровод, снегопогрузчик.

5. Укажите способ образования деривата и его производящее.

Полет, слабохарактерный, ФРГ, паровозный, полулегальный, интим, обманщица, ультразвуковой, плащ-палатка, бомж, супруга, безрукий, леспромхоз, правдивый, вышивка, пуск, безмятежный, задира, по-боевому, бегло, выплатить, причесываться, подснежник.

6. Найдите в тексте производные слова. Каким способом они образованы? Охарактеризуйте словообразовательный тип, представленный в стихотворении. Найдите аффиксы-синонимы.

Человек бесчеловечный.

Даже и не верится.

Крокодил бескрокодильный

пусть уж лучше встретится!

Он невинный, безобидный,

крокодил бескрокодильный,

но опасный, бессердечный,

человек бесчеловечный!

(Э. Мошковская)

7. Выполните полный словообразовательный анализ слов: США, допрыгаться, Заобье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: