Программа дисциплины

Словообразование современного русского языка

1. Цели и задачи дисциплины

Раздел “Словообразование” представлен как автономная часть общего курса “Современный русский язык”. Этот раздел тесно связан с лексикологией и морфологией, а также с фонетикой и орфографией русского языка.

При освоении раздела выдерживаются исходные принципы изучения языка: системно-функциональный подход к языковым фактам, особое внимание уделяется семантическим классификациям и в то же время учитываются собственно формальные характеристики дериватов, рассматривается и текстовый аспект функционирования словообразовательных элементов, реализуется деятельностный подход в изучении этого раздела лингвистики.

Цель изучения – дать целостное представление о словообразовательном уровне языковой системы, выявить общие черты морфемного состава и словообразовательной структуры производного слова.

В задачи раздела входит представление знаний о современной структуре русского слова, о возможностях деривации, о семантико-функциональных особенностях морфемы и производного слова, о необходимости разграничивать синхронный и диахронный подходы в словообразовании, о разных типах словообразовательных словарей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины (требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)

Полное усвоение содержания раздела предполагает хорошее знание теории, умение ориентироваться в основной лингвистической литературе по проблемам словообразования, знание различных подходов к спорным вопросам современного словообразования.

В результате изучения дисциплины филолог должен уметь доказательно выполнять полный и частичный морфемный и словообразовательный анализы: подбирать однокоренные и одноструктурные слова, подробно характеризовать корни и аффиксы, видеть разнообразие основ слова, осложнения в словообразовательной паре, полно характеризовать словообразовательные типы. Студент должен уметь характеризовать исторические изменения в основе слова. Иметь четкое представление о разных видах разборов: морфемном, словообразовательном, этимологическом.

Филолог должен иметь навыки характеристики словообразовательных единиц в текстовом фрагменте, в тексте малой формы.

Кроме того, в ходе изучения курса должны выработаться навыки работы с различными видами словообразовательных словарей и другой справочной лингвистической литературой по данному разделу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: