Словообразование современного русского языка
1. Цели и задачи дисциплины
Раздел “Словообразование” представлен как автономная часть общего курса “Современный русский язык”. Этот раздел тесно связан с лексикологией и морфологией, а также с фонетикой и орфографией русского языка.
При освоении раздела выдерживаются исходные принципы изучения языка: системно-функциональный подход к языковым фактам, особое внимание уделяется семантическим классификациям и в то же время учитываются собственно формальные характеристики дериватов, рассматривается и текстовый аспект функционирования словообразовательных элементов, реализуется деятельностный подход в изучении этого раздела лингвистики.
Цель изучения – дать целостное представление о словообразовательном уровне языковой системы, выявить общие черты морфемного состава и словообразовательной структуры производного слова.
В задачи раздела входит представление знаний о современной структуре русского слова, о возможностях деривации, о семантико-функциональных особенностях морфемы и производного слова, о необходимости разграничивать синхронный и диахронный подходы в словообразовании, о разных типах словообразовательных словарей.
|
|
Требования к уровню освоения содержания дисциплины (требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)
Полное усвоение содержания раздела предполагает хорошее знание теории, умение ориентироваться в основной лингвистической литературе по проблемам словообразования, знание различных подходов к спорным вопросам современного словообразования.
В результате изучения дисциплины филолог должен уметь доказательно выполнять полный и частичный морфемный и словообразовательный анализы: подбирать однокоренные и одноструктурные слова, подробно характеризовать корни и аффиксы, видеть разнообразие основ слова, осложнения в словообразовательной паре, полно характеризовать словообразовательные типы. Студент должен уметь характеризовать исторические изменения в основе слова. Иметь четкое представление о разных видах разборов: морфемном, словообразовательном, этимологическом.
Филолог должен иметь навыки характеристики словообразовательных единиц в текстовом фрагменте, в тексте малой формы.
Кроме того, в ходе изучения курса должны выработаться навыки работы с различными видами словообразовательных словарей и другой справочной лингвистической литературой по данному разделу.