Задание
Раскройте специфику драматического жанра комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Обратите внимание на существо драматического конфликта в пьесе, своеобразие его развития, принципы построения драматического характера, на способы авторского "вмешательства" в ход событий.
Подготовьте реферативное сообщение на тему: "Особенности сценического воплощения комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (индивидуальное задание).
План
1. Жанрово-родовые признаки комедии. Нравственное и социальное содержание конфликта в комедии "Горе от ума".
2. Расстановка действующих лиц в драматическом произведении. Принцип идейной поляризации персонажей в грибоедовской пьесе.
3. Особенности раскрытия человеческого характера в драме. Основные средства его "самовыявления" (М. Горький): реплика, словесный жест, диалог, монолог, поступок, система действий, самохарактеристика, мнение и отношение к нему других персонажей.
4. Опосредствованное выражение авторской позиции в пьесе. Грибоедов и Чацкий.
5. Функция внесценических и внесюжетных персонажей. Внесценические образы в комедии "Горе от ума".
6. Сюжетно-композиционная структура драматического произведения. Соотношение личной и социальной драмы Чацкого. Основные этапы развития сюжета.
7. Элементы эпоса и лирики в драме. Лирико-психологический план пьесы Грибоедова.
8. Комедия ли это? Споры о жанровой природе "Горе от ума".
9. Пьеса и сцена. Особенности сценического воплощения комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
Тексты
1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).
2. Горький М. О пьесах // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т.26. – М., 1953. С.409-426.
Литература
1. Анализ драматического произведения. – Л., 1988.
2. Владимиров С.В. Действие в драме. – Л., 1972. С.64-82.
3. Гончаров А.И. Мильон терзаний (Критический этюд). Любое издание.
4. Головашенко Ю.А. Проблемы сценического истолкования "Горе от ума" // А.С.Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. – Л.. 1977. С.131-153.
5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003.
6. Карякин А.А. Драма как эстетическая проблема. – М., 1971. С.129-154.
7. Костелянц А.А. Лекции по теории драмы. Драма и действие: Учебное пособие. – Л., 1976. С.61-64, 123-126.
8. Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения комедии Грибоедова "Горе от ума" // Маймин Е.А. Опыты литературоведческого анализа. – М., 1972. С.132-159.
9. Тынянов Ю.Н. Сюжет "Горе от ума" // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1968. С.347-379.
10.Хализев В.Е. Драма как явление искусства. – М., 1978. С.55-61, 97-104.
Семинарское занятие 8.