- «...Посредник меж тобой и человечеством» - так называет педагога Ш. А. Амонашвили, ученый, гуманист, обращаясь к ребенку в своем монологе. Какой смысл вложен в слово «посредник» в данном контексте? В чем, по-вашему, заключается посредническая роль педагога? От чего зависят полнота, содержательность этой роли? Какой вам представляется ваша посредническая миссия как воспитателя детей дошкольного возраста?
- Проанализируйте (на основе целенаправленного наблюдения в течение первой или второй половины дня) деятельность воспитателя дошкольного учреждения, где вы проходите практику. Ответьте на следующие вопросы:
- какие функциональные обязанности выполнял педагог?
- какими профессиональными умениями он владеет?
- какие личностные качества воспитателя обеспечивают успех его деятельности, а какие, напротив, вызывают трудности?
- каковы ваши предложения по совершенствованию педагогической деятельности воспитателя?
- Составьте программу профессионального самовоспитания по следующему плану:
- какие личностные качества называются профессиональными? Дайте определение;
- определите свой профессиональный идеал (какие именно качества вы считаете профессионально значимыми для педагога дошкольного учреждения);
- проанализируйте, насколько вы соответствуете своему идеалу и как стремитесь к нему приблизиться;
- определите, каким образом, с помощью каких средств, способов деятельности вы развиваете и будете продолжать развивать у себя профессионально значимые качества.
- Дайте характеристику специализации, которую вы приобретаете в процессе профессионального образования. Объясните, насколько она необходима для современного дошкольного учреждения, отвечает ли вашим интересам, способностям.
- Изучите в «Концепции дошкольного воспитания» (см.: Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5) раздел «Воспитатель детского сада», выскажите свою точку зрения о перспективе подготовки педагогов-психологов для работы в группах.
Глава 2. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА