Подготовка педагогических кадров

Современное педагогическое образование в России (как и во многих странах мира) представляет собой многоуровневую систему. Эта система реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами и государственными стандартами соответствующего уровня и направленности.

Многоуровневая структура педагогического образова­ния состоит из средних и высших профессиональных заве­дений.

Среднее педагогическое образование может быть получе­но в педагогическом училище, колледже, а также на первой ступени вуза. Долгое время педагогические училища пред­ставляли собой основное среднее специальное учебное заве­дение, реализующее образовательные программы среднего педагогического образования. В последние годы повсемест­но создаются педагогические колледжи, представляющие собой учреждения повышенного типа. Они осуществляют подготовку специалистов по углубленным образователь­ным программам среднего профессионального образова­ния, по индивидуальным учебным планам продленной под­готовки кадров. Таким образом, педагогические колледжи призваны обеспечить обучающимся повышенный уровень квалификации.

Педагогические колледжи функционируют как самосто­ятельные образовательные учреждения или как структур­ное подразделение высшего учебного заведения (универси­тета, академии, института).

Неполное высшее педагогическое образование можно получить в высшем учебном заведении, если в нем реализу­ется соответствующая программа профессионально-педагогической подготовки (до 18 мес.). По окончании обуче­ния студенту предоставляется выбор: продолжить высшее образование или получить диплом о неполном высшем об­разовании.

Высшее педагогическое образование осуществляется в университетах, академиях, институтах. Высшее педагогичес­кое образование имеет несколько ступеней. По окончании каждой ступени присваивается определенная квалификация (бакалавр, магистр). Лица, имеющие среднее педагогичес­кое образование, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Педагогическое образование (высшее и среднее) диффе­ренцируется в зависимости от специальности и специали­зации, которые стали возникать сравнительно недавно.

По мере становления человековедческих наук (психоло­гия, педагогика, анатомия и физиология, биология, этика, эстетика и др.) характеристика возрастного развития чело­века обогатилась и обогащается новыми данными. Возник­ла возможность дифференцированно подходить к воспита­нию и обучению разных категорий детей в зависимости от особенностей их возрастного, психофизиологического (ум­ственная отсталость, нарушения речи и др.), индивидуаль­ного развития, а также с учетом некоторых социальных факторов (дети-сироты, дети без попечения родителей; дети с отклонениями в поведении и т.п.). Это повлекло за собой изменения в подготовке педагогических кадров для рабо­ты в разных типах и видах образовательных учреждений (детский сад общего или коррекционного вида, начальная школа, музыкальная школа и др.). В результате внутри пе­дагогической профессии стали складываться специальнос­ти и специализации, с учетом которых дифференцируется содержание профессионального образования.

Специальность - вид деятельности, направленной на ре­шение определенных профессионально-педагогических за­дач в соответствии с присваиваемой квалификацией (вос­питатель дошкольного учреждения, музыкальный руково­дитель, учитель пения, учитель начальной школы, учитель биологии и т.д.).

Специализация - особый вид деятельности в рамках спе­циальности, который имеет определенную направленность и связан с конкретным объектом труда (воспитатель лого­педической группы, инструктор по физическому воспита­нию в дошкольном учреждении, руководитель студии изоб­разительной деятельности и т.п.).

По окончании учебного заведения (среднего или высше­го) выпускнику присваивается педагогическая квалифика­ция, которая отражает уровень и вид профессионально-пе­дагогической подготовленности специалиста. В соответ­ствии с присвоенной квалификацией педагог может занимать ту или иную должность, выполнять профессио­нальные обязанности определенного уровня.

Необходимость дальнейшего повышения квалификации педагога вызывается изменениями в системе народного образования (созданием новых видов дошкольных учреж­дений, появлением вариативных программ образователь­ной работы с детьми и др.), а также должностным ростом (воспитателя рекомендуют на должность методиста, заве­дующей дошкольным учреждением). Повышение квалифи­кации охватывает все виды обучения, направленные на со­вершенствование знаний, развитие умений и навыков в де­ятельности определенного типа.

Таким образом, современное педагогическое образова­ние призвано удовлетворять интересы личности (студента) и общества. Личность имеет возможность выбирать содер­жание и уровень образования и профессиональной подго­товки, которые удовлетворяют его потребности, соответ­ствуют индивидуальным склонностям, запросам. Общество получает специалистов разной квалификации, подготовлен­ных к работе в современных образовательных учреждени­ях и соответствующих целевому назначению последних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: