Задачи и методы педагогики

Педагогика - наука развивающаяся, быстро реагирую­щая на те изменения в обществе, которые влияют на образовательный процесс. Как и любая другая наука, она имеет два аспекта: то, что уже исследовано, и то, что предстоит изучить. В связи с этим перед педагогикой стоят неизменные задачи, которые она решала, решаетибудет решать, пока существует, и задачи конкретного вре­менного периода.

Рассмотрим задачи, которые имеют постоянный вневре­менной характер. Среди таких задач одна из основных - раз­работка теоретических проблем воспитания, обучения и образования с учетом особенностей каждой возрастной катего­рии населения. Реализация этой задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания, обучения, образо­вания, а также с разработкой новых моделей образователь­ного процесса.

Демократизация общественной жизни в нашей стране поставила педагогику перед необходимостью изучить тео­ретические основы построения педагогического процесса на гуманистических началах, с ориентацией на общечеловечес­кие ценности. Как сделать развитие ребенка главным смыс­лом педагогического процесса? На каких теоретических по­ложениях строить личностно-ориентированную модель об­разования начиная с дошкольного возраста? Эти проблемы сегодня - важнейшие для общей и возрастной педагогик.

Принципиальное значение для педагогики имеют ее вза­имоотношения с практикой воспитания, которая является для науки и источником знаний, и сферой для реализации новых идей, концепций, программ, методик образователь­ной работы. Поэтому постоянной задачей педагогической науки являются, с одной стороны, изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, с другой - внедрение результатов исследований в практику.

Педагогика, как и любая наука, призвана работать на будущее, заниматься прогностикой. Задача педагогики - прогнозирование образования - становится особенно акту­альной для нашей страны, где далеко не всегда при рефор­мах образования учитывалось мнение науки. Каким долж­но быть профессиональное образование, оправдает ли себя многоступенчатая подготовка кадров? Как готовить ква­лифицированных рабочих? Какими должны быть учрежде­ния для детей первых лет жизни? С какими трудностями столкнутся школьное и дошкольное образование в XXI в.? Эти и многие другие проблемы - в поле зрения современ­ной педагогики, без научных прогнозов которой нельзя строить политику и экономику в области образования, со­вершенствовать образовательную систему, подготовку спе­циалистов.

Однако в силу богатства и динамичности педагогической действительности не представляется возможным предвидеть все проблемы образовательной системы, которые должна решать педагогика.В связи с этим возникают задачи вре­менного характера, требующие от науки быстрого реаги­рования. Это задачи создания новых типов учебников, по­собий для школы, дошкольных учреждений; разработка раз­личных тестов (для определения готовности детей к школьному обучению и др.); внесение изменений в пред­метно-материальное, пространственное оформление груп­повой комнаты, участка дошкольного учреждения; изуче­ние эффективности деятельности служб дополнительного образования и др.

Для решения комплекса стоящих перед наукой задач ис­пользуются специфические методы. Метод - это путь дости­жения поставленной цели, способ решения задач. Педагоги­ка, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов. При этом необходимо различать:

-методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели;

- собственно исследовательские методы, с помощью ко­торых добываются сами педагогические знания, позволя­ющие выработать цели и средства их передачи.

Методы воспитания - специально организованное взаи­модействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.

Методы обучения - система последовательных взаимо­связанных действий педагога и обучаемых, обеспечиваю­щих усвоение содержания образования.

Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педаго­гической практики, ведется самостоятельное научное иссле­дование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педаго­гический консилиум, составление независимых характери­стик, изучение педагогической документации, детских ра­бот и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: